наиля ваисовна
Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством народной игры
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс на тему: «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством народной игры».
«Музыкальные игры народов России»
Публикация «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством народной игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством народной игры». «Музыкальные игры народов России».
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, патриотизма и межэтнических отношений, через знакомство с музыкальными играми народов России, интереса и уважения к другим национальным культурам.
задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов;
- воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России, в округе;
- развивать двигательные качества скоростно-силовые, координацию, ловкость.
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Актуальность
Экспериментальными исследованиями еще несколько десятилетий назад было доказано благоприятное воздействие музыки на разностороннее гармоничное развитие детей. С тех пор музыкальные занятия стали неотъемлемым видом образовательной работы в дошкольных учреждениях. Известно, что игра – это основная деятельность малышей дошкольного возраста. Именно поэтому дети познают эстетику звуков в игровой форме. В педагогике такую деятельность стали называть музыкальными играми.
В Пояснительной записке программы «От рождения до школы», разработанной на основе ФГОС, одной из ведущих целей выделяется «формирование основ базовой культуры личности».
«Особое внимание уделяется воспитанию у дошкольников таких качеств как :
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении различных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям».
ФГОС ДО, признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, выдвигает требование присутствия ее во всех образовательных областях.
Я, как музыкальный руководитель, раскрыла детям этнические особенности в музыке, танцах, играх.
Из большого разнообразия подвижных игр мною были выбраны:
- хороводные игры с музыкальным сопровождением (использование фонограмм с музыкой народов России,
- игры в кругу с танцевальными элементами этнических танцев,
- игры с использованием предметов быта определенной национальности.
К разучиванию каждой игры дети имели определенный запас знаний, умений.
Например в ходе подготовки и разучивания башкирской народной игры «Юрта -Тирме», мы с ребятами слушали башкирскую народную музыку, рассматривали традиционное жилище – юрту. В игре изображая юрту, мы использовали обтянутые белой тканью обручи с башкирским традиционным орнаментом.
В татарской народной игре «Тимербай» дети использовали по своему усмотрению ранее разученные танцевальные движения, имитировали игру на различных музыкальных инструментах. У ребят были сформированы представления об элементах татарского народного костюма.
Особый интерес вызвали у ребят игры северных народов : «Ручейки и озера» и, конечно, «Белый шаман».
Новые слова, колоритные образы Севера, музыка и гортанное пение удивили воспитанников. Мы с ребятами украсили наш бубен и превратили его в бубен шамана, устроили превращения в оленей, белых медведей, северных птиц.
В северо – осетинской народной игре «Чепена» и дагестанской народной игре «Возьми платок» дети познакомились с зажигательной музыкой народов Северного Кавказа. Ребята осваивали новые танцевальные движения, учились быть внимательными, ловкими.
Для современной педагогики остаются актуальными слова Максима Горького:
«Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего».
Народная игра, как неотъемлемая составляющая фольклора, глубоко проникает в жизнь ребенка, формирует его эмоционально – эстетическое восприятие родной культуры, дает основу для развития патриотических чувств.
Подвижные игры являются традиционным средством педагогики, испокон веков отражая образ жизни людей, их быт, национальные устои. Знакомство с игровой деятельностью разных народов способствовало развитию у детей ловкости, находчивости, любознательности, толерантности.
Я приглашаю вас поиграть.
Ход:
Добрый день уважаемые коллеги! Тема мастер класса: «Музыкальные игры народов России».
(1 слайд)
Сегодня я хочу представить вашему вниманию, как один из результатов опыта моей работы «Национальный хоровод России».
Пособие предлагает привлечение детей и родителей к изучению культуры и традиций многонациональной страны России!
В содержании Федеральных Государственных Образовательных Стандартах отмечается необходимость активизации процесса воспитании патриотизма.
Я считаю что, тема культуры народов России, чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа!
Задача воспитания межэтнических отношений в настоящее время сложна, и чтобы достигнуть определённого результата, необходимо использовать нетрадиционные методы и технологии воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы.
И сегодня уважаемые коллеги я решила обратиться к новым – старым технологиям и предложить вам вместе поучаствовать в игре, которая может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Слушаем внимательно! (звучит музыка народов севера)
(2 слайд) народы севера, приглашают нас поиграть в саамскую народную игру «Льдинки, ветер и мороз» внимание на схемы перестроения! (3 слайд)Самостоятельно догадайтесь, как в неё играть! (играют)
Саамсая народная игра.
«Льдинки, ветер и мороз»
Все дети под саамскую народную песню
строятся парами и выполняютделают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь.
На слова «льдинки» дети свободно танцуют
На слова «ветер» дети летят в рассыпную.
На слова «мороз» дети замирают в
красивой фигуре.
Слушаем внимательно музыку, где мы свами очутились? (музыка Кавказа) Проверяем! (4 слайд) народы Кавказа приглашают нас поиграть в осетинскую народную игру «Осетинские салки» внимание на схемы перестроения! (5 слайд) Самостоятельно догадайтесь, как в неё играть! (играют)
Осетинская народная игра «Салки»
Цель: упражнять в беге; снятие накопившегося внутреннего развитие
способности к самовыражению, сплочению группы
Правила игры : держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его. Ведущий выбирается с помощью считалки:
Завтра с неба прилетит
Тетерев кавказский.
Если веришь – стой и жди,
А не веришь, выходи.
Содержание преследует игры :
остальных играющих, и если коснется кого то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и
осалить кого либо: если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.
Слушаем внимательно музыку, где мы с вами очутились? (татарская народная музыка) Проверяем! (картина Казань) (6 слайд) татары приглашают нас поиграть в татарскую народную игру «Буш урын» в переводе «Займи место» внимание на схемы перестроения! Самостоятельно догадайтесь, как в неё играть! (7слайд) (играют)
Татарская народная игра «Займи место» «Буш урын»
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу.
Беги!
Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Круг должен сразу
остановиться при слове беги. Бежать
разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться, стоящих в кругу.
Слушаем внимательно музыку, где мы свами очутились? (русская народная музыка) Проверяем! (8 слайд) (картина Москва) русская народная игра «Заря Заряница» внимание на схемы перестроения! Самостоятельно догадайтесь, как внеёиграть! (9 слайд) (играют)
Башкирская народная игра «Юрта -Тирме».
В игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга лежит обруч, на котором натянута ткань с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом приговаривают:
Мы – весёлые ребята, соберёмся все в кружок.
Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут обруч, поднимают его над головой в виде крыши, получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Правила игры : С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему обручу и образовать юрту.
Русская народная игра «Заря Заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря заряница, Красная девица,
По полю ходила, Ключи обронила.
Косы золотые, В ленты расписные.
Раз, два, три, не воронь,
А беги как огонь!
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым
становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря
выбирает, кому положить на плечо платочек.
Вас ждёт приз за успешное путешествие по музыкальным играм народов России! Наша Родина многонациональная страна, и у каждого народа есть свои праздники! Я дарю вам календари праздников народов России!
Спасибо за работу!
Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников. Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И, конечно, взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребёнка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.