ЕЛЕНА ЭЙХОРН
Мастер-класс «Использование кейс — методов в изучении ПДД детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №1 «Алёнушка»
Мастер класс на тему :
«Использование кейс – методов
в изучении ПДД детьми
старшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель Эйхорн Е. Л.
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. ИЗО, поделки, рисование
- ПДД. Правила дорожного движения
- Старшая группа
- Темочки
Цель: передача педагогам опыта использования кейс-метода в изучении ПДД с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов ДОО профессиональных компетенций;
• познакомить участников мастер-класса с методами и приемами использования кейса по правилам дорожного движения в работе с детьми дошкольного возраста.
• повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса, путем вовлечения их в игру с решением проблемных ситуаций на дороге.
Действующие лица: ведущий, педагоги ДОО в роли знатоков деловой игры «Что? Где? Когда».
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудио записи для музыкальных пауз, конверты с кейс - иллюстрациями, игровое поле, волчок.
Ход мастер-класса :
1. Организационная часть
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляют вашему вниманию мастер-класс «Использование кейс-метода для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения».
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, отмечена ФГОС как одна из основных задач формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Работу по формированию истинного безопасного поведения детей необходимо строить на основе культурологического и деятельностного подходов, погружая детей в ситуации, требующие принятия решения, безопасного и обоснованного действия.
Технология анализа конкретных ситуаций (метод кейсов) представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент времени. Этот метод развивает аналитическое мышление детей, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, принимать коллективные решения.
Кейс-технологии по изучению ПДД детьми старшего дошкольного возраста можно использовать, во-первых, как составную часть образовательной ситуации познавательного или речевого цикла. Во-вторых, как форму работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности. В-третьих, как часть проекта по формированию безопасного поведения детей разной степени продолжительности.
Восемь этапов работы с кейсом по ПДД
1. Разработать проблемную дорожную ситуацию.
2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.
3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомиться с ним.
4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, совместно озвучить задание.
5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.
6. Поддерживать дискуссию в подгруппах, помогать оценивать решения ситуации, которые предлагают дети.
7. Выслушать, посмотреть, проверить решения детей.
8. Подвести итоги.
Для детей можно придумать кейс-игру. Для этого можно использовать легкие, удобные материалы. Например: кейс игра «Светофор», кейс игра «Едет, летает, плавает», кейс игра «Четвертый лишний», кейс игра «Сложи знак из частей» и командные игры.
Применение кейса по ПДД в работе с детьми дошкольного возраста
- как составная познавательного или речевого цикла.
- как форма работы в рамках совместной или самостоятельной
деятельности.
- как культурно – досуговая деятельность.
- как часть проекта по формированию безопасного поведения детей разной
степени продолжительности.
- как театрализованные представления, мини-игры.
Игра – это неотъемлемая часть развития детей. Поэтому хочется остановиться на следующем виде кейса : кейс – игре.
Для такого кейса используются лёгкие, удобные материалы. Такой вид кейса позволяет систематизировать игры по правилам дорожного движения, и включает в себя необходимые атрибуты к играм.
• Кейс – игра «Светофор».
В него входят красный, жёлтый и зелёный круги, а также картинки с вариантами движений.
Дети могут посмотреть на картинки, совместить с цветами светофора и самостоятельно организовать игровую деятельность. Например, зелёный ходьба по кругу, жёлтый – похлопать в ладоши, красный – стой.
• Кейс – игра «Едет, летает, плавает».
В него входят изображения машины, самолёта, корабля, поезда.
Задача детей – исполнить имитационные движения и звуки по картине.
«Машина» – руки на «руле», имитационное движение езды на машине со звуком ррр; самолёт – руки в стороны со звуком ууу, корабль – волнообразные движения
руками с прерывистым звуком пупу-пупу, поезд – круговые движения руками со звуками чух-чух.
• Кейс – игра «Четвёртый лишний».
В него входят три изображения правильного поведения детей на дороге и одно неправильного или наоборот. Задача детей – найти лишнее из четырёх и объяснить почему оно лишнее.
• Кейс игра «Собери дорожные ситуации»
Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.
Материалы: разрезные картинки с различными дорожными ситуациями
Ход игры: сложить эти ситуации из частей в целую картинку и рассказать как можно полнее о ней — что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему?
Дети поочерёдно собирают дорожные ситуации и рассказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней.
• Кейс – игра «Подбери знак»
Цель: Учить детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать у детей наблюдательность.
Материал: Карточки, на которых изображены образцы знаков, отличающихся по форме, цвету; дорожные знаки различного значения и вида.
Ход игры:
Пред каждым ребенком лежит карточка, на которой изображен образец знака, ребенку необходимо подобрать к образцу другие знаки, затем необходимо объяснить значение знаков на карточке.
2 Этап. Игра «Что? Где? Когда»
Ведущий: Сегодня мы поиграем с вами в игру «Что? Где? Когда?» с решением
проблемных ситуаций на дороге.
А вас, коллеги приглашаю принять в ней участие. Представьте, пожалуйста, что вы ненадолго снова стали детьми.
Ведущий: Предлагаю, вам, выбрать капитана команды и пройти за игровое поле и начать игру.
(Педагоги проходят за стол и начинают крутить волчок. В каждом конверте лежат кейс – иллюстрации с опасными ситуациями на дорогах. Обсуждая каждую конкретную ситуацию, находим решение, используя этапы решения кейс – ситуаций :
Ознакомительный этап – вовлечение команды в анализ ситуации.
Аналитический этап – обсуждение ситуации в команде и подготовка вариантов решения.
Итоговый этап – обоснование варианта решения кейса).
3. Заключительный этап:
Уважаемые коллеги, наша игра закончена, подведём итоги мастер-класса. Сегодня мы с вами познакомились с одним из многих кейс - методов, научились применять его для обучения дошкольников правилам дорожного движения. Предлагаю вам продолжить фразу: Меня заинтересовала технология, потому что….» Или «Меня не заинтересовала технология потому что…»
Отвечают (позволяют погрузить группу в проблемную ситуацию и путём подбора решений найти выход», «даёт возможность использовать на практике полученные знания», «позволяет изучить сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни»).
Спасибо за совместную работу! Желаю вам успехов в применении кейсов для обучения детей безопасности на дороге. Как говорится в новой народной мудрости «Умный учится на чужих ошибках, а очень умный – на кейсах!»