Татьяна Тюряхина
Мастер-класс «Дихотомия как метод развития предметно-пространств ориентации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дихотомия как метод развития предметно-пространств ориентации дошкольников»
МКДОУ г. Новосибирск «Детский сад № 21 «Родничок» комбинированного вида»
Мастер-класс на тему:
«Дихотомия как метод развития предметно-пространственной ориентации дошкольников»
Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача педагога – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Для того, чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра». Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Дихотомия как метод развития предметно-пространств ориентации дошкольников“» размещена в разделах
Дихотомия - Мыслительный процесс предполагающий отсечение как можно большего количества неактуальной в данный момент информации.
ДИХОТОМИЯ - ЭТО ДЕЛЕНиЕ ОБЪЕМА ПОНЯТИЙ НА ДВЕ ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЧАСТИ.
Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных.
В ОТСМ - ТРИЗ - педагогике выработаны определенные правила обучения детей работе с открытыми задачами. Одно из них сводится к тому, что решатель не перебирает все возможные варианты, а должен уметь отсекать заведомо ненужные признаки объектов.
Дихотомия- технология по формированию у детей навыков сужения поля поиска. Она создана на основе адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г. А. Альтшуллер, 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н. Н. Хоменко, 1994 г.).
Для работы с детьми 3-7 лет данная мыслительная операция представлена в виде разных вариантов игры «Да-нет».
Игры «Да - Нет» решают задачи освоения детьми разных видов пространства, которые можно разделить в зависимости от местонахождения объекта: линейное (одномерное) пространство, плоскостное (двухмерное) пространство, трехмерное (объемное) пространство.
Ключевые понятия местонахождения объектов в пространстве: право-лево, середина, выше-ниже, дальше-ближе, угол, сторона, сзади - впереди и др.
Игры «Да - Нет» на освоение пространства мы подразделяем на следующие виды:
игры «Да - Нет» с использованием линейного пространства (предметные, числовые,
игры «Да - Нет» на плоскости,
игры «Да – Нет» в объемном пространстве
Игра «Да - Нет» с использованием линейного (одномерного) пространства
Цель: найти загаданную ведущим картинку, с помощью наименьшего количества вопросов.
Задачи:
-развивать внимание, мышление;
-формировать умение самостоятельно расширять знания об объекте;
-учить детей целенаправленному поиску нужной информации;
-научить детей правильно задавать вопросы.
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.
Оборудование: сверху вниз выставлены картинки: солнце – кастрюля - ежик –дом –машина - мороженое– елка. (Загадана картинка с изображением солнца)
Ребенок спрашивает:это дом?-Нет,
Это выше дома?-Да (Снова находим середину).
Это кастрюля?-Нет
Это выше кастрюли?-Да
Это солнце?-Да
Освоение числового ряда.
Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряде, при этом достаточно быстро освоить порядковый счет, различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа.
Задачи:
1) Обучение детей работе со зрительно представленным числовым рядом от 0 до 10.
2) Обучение выявлению среднего числа с последующим отсечением половинного множества.
3) Овладение словами, определяющими место данного числа;
4) Обогащение речи словами "до", "после", "между", "перед".
Алгоритм сужения поля поиска в числовом ряду
1) Ведущий представляет числовой ряд, в котором загадано какое-либо число.
2) Вводится основное правило игры: не допускается перечисление чисел данного ряда.
3) Играющие задают вопросы по поиску этого числа в ряду.
4) Ведущим принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины обозначенного числового ряда).
Выигрывает тот, кто выйдет на загаданное число, задав наименьшее количество вопросов.
Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину числового ряда.
Примерные вопросы от детей:
Это пять (выделение середины? – Нет.
Это до пяти? – Нет (бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это цифры от 0 до 4).
Это восемь? – Нет.
Это после восьми? – Нет (бумажная лента складывается таким образом, чтобы остались видны цифры 5, 6 и 7).
Это до 6? – Нет (оставляем цифры 6 и 7).
Детям позволяется угадать, это 6 или 7.
Игры «Да – Нет» на плоскости.
Игра помогает детям ориентироваться на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве. Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости.
Игры «Да – Нет» на плоскости.
Игра помогает детям ориентироваться на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве. Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости.
В результате решения этих задач, накопленная ребенком информация об окружающем мире структурируется. Это позволяет ему развивать интеллект, быстрее адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.
Перед тем, как играть в классификационную «Да-Нет», лучше начать с простых игр, изучая объекты ближнего окружения, природного и рукотворного миров. Играть можно начинать с 3,5 лет.
В зависимости от образовательных задач, тренинги на основе игры «Да-Нет» могут быть использованы в разных предметных областях: математике, грамоте, ознакомлении с окружающим миром, с природой, в музыкальном образовании, обучении основам изобразительной деятельности, ознакомлении с художественной литературой и др.