Елена Скороделова
Мастер-класс на конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года 2016»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые коллеги. В апреле 2016 года я участвовала в профессиональном районном конкурсе "Воспитатель года", где заняла первое место. Одной из номинаций конкурса было проведение мастер-класса с коллегами.
Хочу представить Вашему вниманию свой мастер-класс. Может быть кому-нибудь пригодиться.
Ход мастер-класса.
Я рада представить вам свой мастер-класс, который называется «Учимся составлять синквейны»
Публикация «Мастер-класс на конкурс профессионального мастерства „Воспитатель года 2016“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Уважаемые коллеги, кто-то из вас знает, что такое синквейн?
Слайд 1
Что же такое синквейн?
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк», которое составляют в соответствии с определёнными правилами.
Слайд 2
Правила составления синквейна
В первой строке – пишется одно слово, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Обычно это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?
Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Обычно это причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. Это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают)
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов (т. е предложение).
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово. Это слово – ассоциация, выражающая сущность темы. Обычно это существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?
При творческом использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Синквейн можно составлять в конце занятия - как закрепление пройденного материала, а можно в начале - как введение в тему. Однако нужно помнить, что Знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!
Слайд 3
Форма синквейна напоминает ёлочку.
Сейчас мне бы хотелось попросить Вас назвать слова, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (ответы)
Самое главное в нашей работе - это дети. Давайте сейчас мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети. Смотрим на нашу елочку.
Первая стока нашей елочки
Кто? Дети
2 строка два слова определения - Какие?
3 строка три слова действия - Что делают?
4 строка Фраза со словом дети
5 строка слово - ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось?
Слайд 4
Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение. Вы согласны со мной?
Слайд 5
Посмотрите, вот такие синквейны составляют наши дети (видео Клим)
Слайд 6
Детям можно предложить вот такой алгоритм, по которому они будут создавать устные сочинения, затем красиво их оформят вместе с родителями или воспитателями
Условные обозначения:
• слова-предметы (существительные)
• слова-признаки (прилагательные)
• слова-действия (глаголы)
• слова-предметы (существительные)
Слайд 7
Я предлагаю посмотреть еще один вариант составления синквейна. Это графический синквейн, где дети не только устно составляют синквейны, но и рисуют их.
Синквейны можно использовать не только в работе с детьми, но также и в работе с воспитателями или родителями. Он может быть формой рефлексии, если составить его в конце педсовета или родительского собрания.
Я хочу пригласить для участия в мастер –классе 6 человек для составления синквейнов 1. солнце
2. родители
3. воспитатель
Пока наши коллеги составляют свои синквейны, я предлагаю немного пошутить. Мне бы хотелось задать вопрос женской аудитории.
- Что волнует каждую женщину? (ответы)
Давайте составим синквейн на тему лишнего веса.
Что? Вес
Вес какой?
Вес что делает?
Фраза
Ассоциация
Конечно же - это шутка. А если серьезно, то мы женщины, прибавляем в весе, потому, что накопленные с годами знания и умения не могут уместиться в нашей голове и равномерно распределяются по всему телу.
А теперь я хочу попросить наших участников прочитать, синквейны которые у них получились.
А сейчас я хочу предложить вашему вниманию еще один вариант синквейна – это обратный синквейн или синквейн загадка, как его называют дети. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь составлен синквейн. Попробуйте отгадать, о чем в нем идет речь.
Предложенная вашему вниманию технология не требует особых условий применения, она органично вписывается в работу по развитию речи и обогащению и активизации словаря, дает возможность педагогу увидеть уровень освоения ребенком пройденного материала. Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций: памяти, мышления, внимания. И, главное, эта технология позволяет детям и родителям быть активными участниками образовательного процесса.
Спасибо за внимание и творческих Вам успехов!