Валентина Чистякова
Конспект мастер-класса «Музыкальный эксперимент»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст : младшая группа, средняя группа (3 – 5 лет)
Что такое эксперимент?
Эксперимент (с греческого) - проба, опыт, метод исследования. Эксперимент является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка дошкольника?
Что такое звук? Звук - это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий.
Какие существуют звуки?
Разделим все окружающие нас звуки на две важные группы:
-звуки шумовые (от слова шум, шуметь)
-звуки музыкальные (от слова музыка)
Публикация «Конспект мастер-класса „Музыкальный эксперимент“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Практическая часть.
«Звучащий мир вокруг нас»
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности.
1. Как звучат камни
Материалы для исследования:
– камешки разных размеров, разной формы.
– деревянные, картонные или пластмассовые коробочки.
Описание исследования:
Рассматриваем камешки и выбираем те экземпляры, которые больше понравились.
Почему именно на определенных экземплярах вы остановили свой выбор?
Предлагаю вам постучать большими камнями громко, маленькими камнями - тихо, побренчать в ладошках, потереть друг о друга, катать в коробочках.
2. Как звучит пластмасса
Материалы для исследования:
разнообразные по тембру звучания пластмассовые погремушки, большие и маленькие пластмассовые емкости, заполненные различными сыпучими веществами (мелкими камешками, крупным или мелким песком, горохом, крупой).
Описание исследования:
Послушайте, сравните и обсудите, как звучат погремушки.
Расскажите о своих впечатлениях.
3. Как звучит металл
Материалы для исследования:
– металлофоны,
– треугольники,
– колокольчики различных видов и размеров,
– бубенчики
Описание исследования:
Рассмотреть музыкальные инструменты и придумать различные способы звукоизвлечения (постукивание тихое или громкое, в разном темпе, импровизация ритмических рисунков,скользящие движения —
глиссандо).
Пошумели? А теперь предлагаю послушать тишину.
4. Как звучит бумага
Материалы для исследования:
- Газетная бумага, картон, в том числе рифленый, набор бумаги разной толщины
-банки,с натянутой сверху бумагой, картоном.
Описание исследования:
Выбираем бумагу. Мнем её, трясем ею и т. д.
Вслушиваемся в особенности шуршания-звучания и качества бумаги.
Постукиваем по коробкам, по бумаге на банках, проводим по рифленому картону палочкой.
Как звучит бумага?
5. Как звучит дерево
Материалы для исследования:
-кастаньеты, коробочки, ложки, трещотка, ксилофон.
- различные деревянные предметы
Описание исследования:
музыкальные инструменты и предметы, сделанные из дерева, звучат очень своеобразно, они могут трещать и стучать.
Исследовать свойства звучания деревянных музыкальных инструментов и предметов.
6. Предлагаю вам озвучить сказки с помощью предметов и инструментов.
Сказка «Репка»
Дедка репку посадил, он старался, что есть сил. КУБИКИ
Репка выросла большая, видно, сладкая такая!
Вышел Дедка к огороду и тут же взялся за работу. МАРАКАСЫ
Тянет, тянет репку Дедка, не даётся Дедке репка. МЕТАЛЛОФОН
(глиссандо вверх)
Дедка Бабушку зовёт, к репке Бабушка идёт. ТАРЕЛКИ
Тянут, тянут Репку – ох, засела репка крепко! БАРАБАН (один удар)
Бабка Внученьку зовёт, та приходит в огород. СТУК ЛОЖЕК
Тянут, тянут репку, не даётся репка! БАРАБАН (один удар)
Внучка Жучку подзывает, та бежит, хвостом виляет. БУБЕН
Внучку за подол берёт – репка тоже не идёт…БАРАБАН (один удар)
Жучка подзывает Кошку: «Помоги-ка мне, немножко!» БУБЕН
С печки спрыгивает Кошка: «Ладно, помогу немножко!» КОЛОКОЛЬЧИК
Не даётся всё же репка, ох, засела в грядке крепко…БАРАБАН (один удар)
Кошка Мышку подзывает, та её за хвост хватает. ТРЕУГОЛЬНИК
Вытянули всей семьёй – то – то будет пир горой! МЕТАЛЛОФОН (глиссандо вверх)
Сказка «Три поросенка»
Жили-были три маленьких поросёнка, три брата.
Наступила осень, и стал часто идти дождь. ТРЕУГОЛЬНИК
Старший брат стал себе строить домик из тяжёлых камней. БАРАБАН
Средний брат построил себе домик из дощечек. ЛОЖКИ
А младший поросёнок построил себе домик из соломы. ЦЕЛЛОФАН
А потом пошёл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой волка. ГОЛОС В КАРТОННУЮ ТРУБКУ
Волку захотелось есть, и он побежал к соломенному домику и застучал в дверь. БАРАБАН
Волк подул! ДУТЬ В КОРОБОЧКУ
И соломенный домик разлетелся!
Поросёнок бросился бежать, БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь! УДАР В БУБЕН
Волк подбежал к дому и в дверь застучал. БАРАБАН
Волк подул! ДУТЬ
И деревянный домик развалился! ЛОЖКИ
Поросята бросились бежать, а волк за ними! БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ
Поросята вбежали в дом старшего брата. Волк подбежал к дому и в дверь застучал, БАРАБАН
волк подул! ДУТЬ
Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней. ДУТЬ
Но дом даже не покачнулся. Волк полез на крышу. БУБЕН
В котле грелся суп. ДУТЬ В ВОДУ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ
Волк залез в трубу на крыше и съехал по трубе вниз! КСИЛОФОН (глиссандо вниз)
Из трубы он упал прямо в котёл с горячим супом! ТАРЕЛКА
Волк выпрыгнул из котла и убежал в лес! БАРАБАН (стук пальцами).