Светлана Череугина
Мастер-класс музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на конкурсе «Педагог года – 17» в номинации «Воспитатель года»
Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников посредством организации музыкальных дидактических игр.
Публикация «Мастер-класс музыкального руководителя» размещена в разделах
Музыкально-творческие способности дошкольников развиваются во всех видах музыкальной деятельности ребёнка, таких как пение, музыкально-ритмические движения, игра на ДМИ. Хочу представить вашему вниманию ряд игр на развитие музыкально-творческих способностей, которые были выбраны мною из множества существующих, переработанных мною, адаптированных к моей деятельности.
I. Обратимся к разделу «Песенное творчество».
1. Т. к. ведущим видом деятельности дошкольника является игра, в начале игры часто используется считалка. Чтобы выбор ведущего считалкой был интересней, я предлагаю воспитателям аудиозаписи считалок. Текст считалок прост, имеет шуточный характер, ребёнку предлагается выбрать карточку-эмоцию и спеть (посчитать) с каким-нибудь настроением (то же самое мы можем выполнить на основе потешек, прибауток).
2. Вокальная импровизация используется при использовании приёма «Повсюду музыка слышна». На прогулке дети слушают звуки окружающего мира, запоминают их, затем воспроизводят.
Не первый год в нашем детском саду ведётся работа по реализации задач экологического воспитания. Уже после новогодних каникул с ребятами было проведено очередное познавательно-воспитательное мероприятие экологической направленности «Покормите птиц зимой». Ребята знают, как выглядят зимующие птицы, определяют на слух их пение. На основе полученных знаний предложила проводить в группе игру «Птичий хор». Сначала воспитатель – дирижёр, затем ребёнок. Дети делятся на группы по количеству картинок птиц и по сигналу «дирижёра» исполняют каждый свою партию.
По такому же принципу проводятся в группе игры «Весенние голоса», «Зимний лес», «Летняя прогулка» и т. д.
3. Приём «Рисуем музыку».
а) На бумаге мы изображаем звуки: «Метель», «Жужжание пчёл», «Журчание ручейка» и т. д. (Поём – рисуем).
б) Прослушивание классической музыки дозировано по программе Радыновой «Музыкальные шедевры». Рисунки в дальнейшем сканируются, составляется слайд-шоу, являются оформлением праздников и развлечений, а также дарятся выпускникам.
II. Музыкально-ритмическая деятельность. Помимо творческих способностей безусловно развиваем внимание, слух, координацию движений.
1. Младший дошкольный возраст.
а) Игра «Разноцветные кубики». В гости к нам пришёл мишка – барабан принёс, зайчик – колокольчик. И принесли нам разноцветные кубики. Хотите поиграть? (По 2 кубика одного цвета).
1часть – марш, 2 часть – другое движение.
б). Ходить в паре. Найди себе дружочка с кубиками такого же цвета.
2. Средний дошкольный возраст.
а). «Волшебные ленточки». Развиваем умение выполнять плавные движения, придумывают свои.
б). Одеваем на пальчик правой руки ленточку, что позволяет выполнять движения слаженно, одновременно, дети быстрее запоминают где право и лево. Быстро можем научить детей выполнять движение «звёздочка». Предлагаем собраться возле кубика цвета ленточки.
3. Старший дошкольный возраст.
Может использовать ленточки 4-5 цветов. Работа с карточками.
Умение ориентироваться в пространстве
Внимание
Умение договориться в группе
Память
Мышление
Музыкальный, тембровый, звуковысотный слух
Педагог показывает карточку, дети выстраиваются в соответствии со схемой.
Закрепляются такие понятия как «шеренга», «колонна», «змейка», «диагональ», «клин», «коло» и т. д.
Музыкально-ритмическое творчество.
1. «Сочиняем танец»
а). Ребёнок, используя знания, может сочинить танец сам, либо действуя коллективно на знакомую музыку, песню.
б). Ребёнок придумывает движения, даёт название. Педагог вносит в таблицу, расшифровывает, дописывает пояснения.
2. «Сочиняем ритм». «Дятел». Показываем картинку птицы. «К нам прилетел дятел, чтобы передать весеннее письмо. Повторим, прохлопаем. Кто справился, играет на металлофоне и др. муз инструментах. Аналогично проводится игра «Пароход», «Кто идёт?»
III. Игра на ДМИ.
Игра на ДМИ не оставляет равнодушным ни одного ребёнка, все ребята с большой охотой играют, пользуясь видеопартитурой (на экране видеоряд с указанием ритма, инструмента).
Развитие творческих способностей дошкольников происходит в процессе такого приёма игры на шумовых инструментах, как «Поэтическое музицирование» и «Озвучивание (инструментовка) знакомой сказки».
В свете года экологии актуальным является приобщение детей и их родителей к изготовлению шумовых инструментов из бросового материала.
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещотка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!». (рубель)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали. (звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок. (свистулька)
ЛИСА И РЫБА
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит. БУБЕНЦЫ/
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани,БАРАБАН
а сам пошёл впереди. ЦЕЛЛОФАН
Лошадка бежит, колокольчиком звенит БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке КСИЛОФОН ГЛИССАНДО
Выбросила всю рыбку, и сама убежала БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
Таким образом, организуя музыкально-дидактические игры, мы реализуем один из основных принципов дошкольного образования – амплификацию (обогащение, углубление детского развития за счёт максимально полного проживания возраста – методика, в основе которой лежат игры и сказки).