Анжелика Щедринова
Мастер-класс для педагогов «Методика заучивания стихотворений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- ознакомление педагогов с нетрадиционными методами заучивания стихотворений, как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, с приемами интонационной выразительности речи.
Задачи:
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов заучивания стихотворений дошкольниками;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Методика заучивания стихотворений“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов;
- дать понятие о составлении схем стихотворений, использовании мнемотаблиц;
Оборудование: портрет Е. А. Благининой, мнемотаблицы, мяч, проектор.
Педагог. Добрый день, уважаемые коллеги! Думаю, что ни для кого не секрет, что выучить стихотворение с детьми иногда задача очень сложная. В детском возрасте заучивание стихов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.
Когда малыш учит стихи – развивается психические процессы, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.
Но часто не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.
Трудно запомнить то, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, когда нет мотивации для запоминания.
При заучивании стихов довольно часто используют принцип повторения. Но от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же здесь задействована лишь слуховая память.
При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную и самую сильную память – это эмоциональную. Разучивание должно быть делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – понятным.
Для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.
Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Я остановлюсь на некоторых из них.
Сегодня я проведу для вас мастер- класс на тему : «Методика заучивание стихотворения».
Какие же структурные компоненты включает методика?
-подготовка детей к восприятию стихотворения,
-выразительное чтение стихотворение педагогом (2 раза,
-беседа по содержанию,
-повторное чтение стихотворения (1раз,
-чтение индивидуальное детьми.
Педагог.
Хочу начать свой мастер – класс с загадки?
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете…
( Ответ: Мама)
Когда маленький человек появляется на свет, рядом с ним всегда его мама. Мама- самый добрый, родной и единственный человек, который всегда поймет, подскажет и простит… Она помогает нам во всём, любит нас, заботится о нас, делает нам подарки. А какой мы можем сделать подарок нашим мамам?
(Ответы).
В преддверии Дня Матери предлагаю разучить стихотворение «Мамин день» и подарить его маме. Написала это замечательное стихотворение детский поэт- Елена Александровна Благинина (показ портрета). Она сочинила очень много хороших стихов для детей. Послушайте внимательно это замечательное стихотворение.
Педагог читает стихотворение.
Всё хожу, всё думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть конфет?»
Нет! Вот тебе, родная, в твой денёк
Аленький цветочек — огонёк!
Беседа по содержанию стихотворения :
- Почему стихотворение называется «Мамин день»
- Что делает девочка в начале стихотворения?
-О чем дочка думает?
-Что хочет подарить дочка вначале?
-Хочет подарить девочка маме куклу или конфеты?
-Что же оно все-таки решила подарить?
- Почему цветок назван «огонёк»? (горит как огонь, яркий, красивый)
- Что значит аленький? (красный, алый).
Педагог. Молодцы! Вы внимательно слушали стихотворение и смогли ответить на все вопросы. Теперь немного отдохнем и выполним
Физминутку «Мама».
Я показываю, а вы повторяете.
Маму я свою люблю, (изображают руками сердце и подносят его к груди)
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю, (далее движения по тексту)
Воду с ручек отряхну,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу,
И ни разу ни словечка
Не скажу.
Педагог. Отдохнули? А теперь я предлагаю Вам ещё раз прослушать стихотворение и постараться его запомнить. А быстрее его выучить нам помогут разные методы :
• мнемотаблица (можно использовать живую или заранее подготовленную таблицу);
• метод «Эхо» (первую строчку читает взрослый с вопросительной интонацией, а ребенок отвечает, повторяя эту строчку повествовательно);
• метод в движении (взрослый выразительно читает весь текст, а затем предлагает его обыграть, изобразить в движении. Показывает, какие движения они будут изображать на слова текста. Движения можно придумать разные Главное, чтобы ребенок представлял все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.);
• метод построчно (педагог читает стихотворение и «раздаёт» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие. Начинает один, другой продолжает. Можно детям дать в руки мяч, который они будут передавать).
Педагог. А кто может прочесть стихотворение? Вызываются 2-3 человека, с хорошей памятью.
Педагог. Хочу вам предложить словесную игру «Какая мама?»
Вопросы:
В. : Когда мама обнимает вас, гладит по головке, целует. Она какая?
О. : Ласковая, нежная.
В. : Когда мама улыбается, смеётся? Какая она?
О. : Веселая, радостная.
В. : Когда мама не ругает, если вы шалите? Какая она?
О. : Добрая.
Рефлексия. Какие вы молодцы, мне кажется что стихотворение «Мамин день» запомнили все и сможете поздравить им свою мамочку и сказать ей очень много теплых слов.
Педагог. Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей.
Уважаемые коллеги, на этом я хочу завершить свой мастер-класс.