Юлия
Мастер-класс «Математические игры на песке для дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Пескотерапия для дошкольников с ЗПР, математические игры на песке
Я работаю в детском саду комбинированного вида. У нас 12 групп. Из них 5 групп комбинированной направленности (посещают дети с нарушениями речи, 3 группы компенсирующей направленности (для детей с ЗПР, 4группы массовые.
Публикация «Мастер-класс „Математические игры на песке для дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Игры с песком
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Воспитанники коррекционного детского сада, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами, с другой стороны. Помимо этого, у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.
Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции. Опыт работы убедил меня в том, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная игротерапия.
Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому я, использую песочницу для усвоения и закрепления математического материала.
Работа (по данному виду деятельности) проводится индивидуально, во второй половине дня.
Я покажу некоторые игры с песком, которые использую в работе с детьми для формирования элементарных математических представлений.
Средняя группа:
«Веселые раскопки»
Принцип игры : «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти фигуру и, не доставая ее из песка, определить, какая фигура ему попалась в руки.
• Какая геометрическая фигура в руке?
• Какого она цвета?
• На какие предметы похожа эта фигура?
«Собери бусы»
Педагог рисует на песке полукруг, а ребенок выкладывает по линии бусинки, геометрические фигуры, по образцу.
«Дорисуй»
Воспитатель, предлагает любую геометрическую фигуру или рисует широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие, а ребенок дорисовывает.
Старшая группа:
«Песочный телеграф»
Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру. Тот, кто получил «сообщение», должен— нарисовать фигуру пальцем на песке.
«Вертикаль – горизонталь».
Для развития пространственной ориентации использовали игры : - «Пройди по дорожке» - по принципу графического диктанта.
«Домик для друзей» - игрушка поселится в квартире, когда ребёнок скажет её адрес – 2 этаж, слева (справа). Ребёнок находит эту квартиру. Дети могут сами друг другу загадать, где кто живёт.
«Посади овощи»
Предлагаем ребенку отправиться в огород и посадить овощи (морковь, репу, огурец, лук). Дается инструкция: «Посади репку в левом верхнем углу», «Посади репу в середине» и т. д. Затем предлагается рассказать, куда и что посадили. Развивать умение обозначать словами пространственное направление от себя: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади и ориентация на различные признаки (цвет, форма, размер).
Подготовительная группа
«Попробуй, угадай»
ребё нок слушает загадку: твоя пуговка не в красном квадрате, не в зелёном, а в третьем; или игрушка в том квадрате, который между зелёным и красным. В ней так же закрепляем порядковый счёт.
«Дойди по дорожке».
На песке лежит сеточка, в ней в некоторых квадратах стоят маленькие игрушки. Предлагаем найти нужную игрушку (начинаем с первого нижнего квадрата) – пять шагов вверх, три шага вправо и т. д. Так ребёнок доходит до игрушки, которую задумал взрослый. Далее ребёнок задумывает и даёт указания взрослому (другому ребёнку).
«В гости к другу»
У детей мелкие игрушки. Предлагаем поставить свою игрушку в любой угол, середину или на любую сторону песочницы.
«Компас»
Шнурком показать вертикаль, горизонталь, диагональ.
Дать задание ребёнку выложить дорожку из 7 красных пуговиц, 4 синих, 5 больших, 8 круглых и т. д. так закрепим название цвета, формы и величины предметов.
«Где чей домик»
Педагог предлагает детям угадать, куда спрятана игрушка: не в жёлтом квадрате, не в красном, а между зелёным и красным; не в первом, не в третьем, не в красном и т. д. «Веселый домик»
Педагог предлагает детям разместить свои игрушки по квартирам в домике. У каждой игрушки свой адрес – в синем квадрате жёлтый круг, в коричневом квадрате жёлтый прямоугольник и т. д.
Работа по формированию элементарных математических представлений проходит успешно, когда с детьми работают не только воспитатели, педагог-психолог, но и родители. С этой целью мы провели родительское собрание, где рассказали о своей работе, показали игры, в которые родители могут играть самостоятельно с детьми. В уголок для родителей внесли папку – передвижку с информационным материалом по данной теме. Провели совместные игры детей с родителями в песке.
Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи. Я считаю, что всё это дает возможность использовать «Пескотерапию» для развития, обогащения познавательного интереса ребенка;