Дина Фомина
Мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «Волшебный светлячок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дифференциация звуков в словах, развитие фонематического восприятия.
Введение:
Мастер класс по изготовлению дидактической игры «Волшебный светлячок» предназначен для логопедов. Это пособие очень нравится детям и нисколько им не надоедает. Оно поможет не только дифференцировать звуки, но и формировать у ребенка навыки самоанализа, самооценки, что особенно актуально при введении ФГОС в систему образования.
Идея конечно не нова, вариантов изготовления много, но подобных мастер классов я не находила. Поделюсь с вами своим вариантом:
Публикация «Мастер-класс по изготовлению логопедического пособия „Волшебный светлячок“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование, материал:
• Кусок стеклотекстолита, размером чуть больше листа формата А4.
• Деревянные брусочки для рамки.
• Вода с добавлением хлорного железа.
• Индикаторная отвертка.
• Ламинатор/скотч.
• Лак для ногтей.
• Жидкость для снятия лака.
Шаг 1.
Чтобы наметить места для отверстий в пособии, можно либо приготовить заранее шаблоны с картинками на листах, а потом отмечать их на текстолите. Либо сделать отметки сразу на текстолите, а затем подгонять шаблоны под них.
Итак, намечаем пяточки, в которые нужно будет попасть проводком. Делаем их заранее крупными, чтобы точно попасть. К каждому пяточку ведем дорожку (вот дорожки могут быть достаточно тонкими). Таких дорожек с ответвлениями пятачков может быть сколько угодно. У меня их 2. Главное, чтобы они не пересекались.
Шаг 2.
Закрашиваем эти дорожки лаком.
Шаг 3.
Ждем, пока лак высохнет. Затем помещаем текстолит в воду и добавляем хлорное железо в соотношении 1:3. В этом растворе плата вытравляется, и остаются только места, закрашенные лаком – наши дорожки. Маленькие платы вытравляются быстро, а вот на такой большой кусок ушло пол дня на каждую сторону, так как пластина целиком в ведро не поместилась. Так же к текстолитовой плате я подсоединила два провода. Это только для ускорения процесса! Можно обойтись без этого и просто оставить плату в воде на ночь!
Шаг 4.
Снимаем лак растворителем.
Шаг 5.
Устанавливаем рамки так, чтобы они могли удерживать шаблоны с рисунками. Вместо них можно использовать наклеивающиеся уголки для фото или прикреплять шаблоны с помощью резинок или прищепок, зажимов.
Шаг 6.
Делаем шаблоны с рисунками под то задание, которое нам нужно (нахождение картинки с заданным звуком, диких/домашних животных, слов с определенным количеством слогов и т. д. и т. п.). Ламинируем для прочности и долговечности. Вырезаем в шаблонах отверстия в тех местах, где есть пяточки на текстолите.
Шаг 7.
Задник пособия заклеиваем красивой бумагой, для эстетичности.
Шаг 8.
Вставляем шаблоны в пособие.
Для пособия я использую индикаторную отвертку. Ее можно приобрести в строительных магазинах. Но нечто похожее можно сделать самому. Например, использовать как проводник не собственное тело, а проводок с двумя наконечниками. На проводке - лампочка или светодиод и батарейка для него. Механизм будет светиться при замыкании цепи. Все будет выглядеть эстетично, если механизм поместить в ручку или фломастер.
ГОТОВО!
Пособие удобно своей универсальностью. Шаблоны могут быть самыми разными. Пятачков на текстолите несколько, можно под каждый новый шаблон использовать разные места контакта, чтобы ребенок не запомнил их постоянное положение. Пособие также можно использовать во время изучения темы электричества и электрических приборов.
Я его делала для работы по дифференциации и автоматизации звуков, но оно пойдет и для других целей, например для дифференциации обобщающих понятий (дикие/домашние животные и тп.).
Детям постарше можно объяснить механизм работы и рассказать об электричестве. Для детей помладше, организуем игровой сюжет. Например, игру с волшебным светлячком.
Инструкция для игрового сюжета: «В этой палочке сидит волшебный светлячок. Однажды ночью он уронил свои картинки. Теперь светлячок не может найти, где его картинки. Помоги ему. Найди только те картинки, в названии которых есть звук […]. Чтобы проверить правильно ли ты думаешь, поставь один пальчик на символ звука […], а второй на палочку со светлячком. Теперь поставь палочку в отверстие у картинки, которую ты выбрал. Ели это картинка, в названии которой есть звук […], то светлячок обрадуется и засветится. Проверь так и остальные картинки».
Мастер класс может показаться сложным для вас, милых дам, из-за использования необычных материалов. Но все намного проще, чем кажется. Попробуйте и убедитесь. Все необходимые материалы можно приобрести в магазине электрооборудования или радиотоваров. Спасибо за внимание!