Юлия Почекайло
Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вам мастер класс на тему : «Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных способностей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с логическими блоками Дьенеша.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных способностей“» размещена в разделах
- Повысить педагогическую компетентность педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с основными финансовыми понятиями посредством логических блоков Дьенеша
- Способствовать желанию педагогов применять полученные знания на практике.
- Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала.
Тип мастер класса : изучение вопроса
Участники: педагоги ДОУ
Оборудование: проектор, ноутбук, логические блоки Дьенеша, материал для игры в магазин (картинки магазин игрушек, карточки символы).
Теоретическая часть
Актуальность
Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши, так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию финансовой грамотности.
В качестве средства формирования основ финансовой грамотности я использовала технологию «логические блоки Дьенеша». Золтан Дьенеш — всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии. Его считают создателем прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика». Несмотря на кажущуюся простоту это универсальный дидактический материал, известное пособие заключает в себе огромные возможности. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, помогает в развитии финансовой грамотности. Задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают мыслительными операциями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать, у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью «логических блоков» тренируется внимание, память, восприятие, дети учатся культуре общения и поведения.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В наборе нет 2-х одинаковых фигур. Наряду с логическими блоками применяются карточки- символы, на которых условно обозначены свойства блоков : цвет, форма, толщина, размер, и карточки символы отрицания. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Совместно с детьми мы разработали игры с применением логических блоков это игра «Магазин», (деньги, обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Касса» (билеты покупаются за деньги (блоки, места- кодовые карточки) «Банк» (информация- карточки, обмен, займ - блоки). Также дети, знакомясь с профессиями, выступали в роли архитекторов, по алгоритму строили детскую площадку, в процессе игры сами предлагали составить схему городка и тд, знакомились с профессией радистов, с помощью блоков кодировали информацию, с работниками дорожных служб, детям нужно было построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе.
Практическая часть
Сегодня я хочу представить вашему вниманию дидактическую игру с логическими блоками Дьенеша «Магазин игрушек»
Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
Задачи: развивать умение рассуждать, размышлять, аргументировать свой выбор.
Оборудование: Товар - картинки с изображением игрушек, ценник – карточки с условными обозначениями, деньги – логические блоки.
Условия игры: На столе лежат карточки с изображением игрушек. На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка» синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Далее игру можно усложнять.
Ход игры:
Представьте, что вы пришли в магазин детских игрушек, у вас на столах лежат карточки с игрушками. Рядом лежат логические фигуры – это денежки. На одну купюру разрешается приобрести только один товар.
Правила покупки:
1. можно купить ту игрушку, в которой присутствует только одно свойство логической фигуры, например треугольник синего цвета, что вы можете приобрести на эту денежку, (ответ) положите эту денежку на товар который вы можете приобрести. (спросить у каждого что купили, и почему купили, дети объясняют свой выбор, например: я купил неваляшку потому что, ручки у него из треугольника синего цвета и тд) .
Молодцы, теперь нужно убрать эту денежку (убирается в другую коробочку). Следующее правило покупки:
2. нужно купить игрушку, у которой совпадает два свойства ( например: синий круг (размер не важен, маленький треугольник (цвет не важен, три свойства ( например: маленький треугольник, маленький квадрат и круг синего цвета) (все блоки после покупок убираются в общую коробку)
3. выбор игрушки по карточкам символам, по ценникам, (каждому раздаю ценник, можно по два на любые игрушки). На товаре лежит ценник – вы можете приобрести его за ту денежку, которая указанна на ценнике (форма – треугольник, цвет красный, маленький домик, тонкий человечек, карточки отрицание и тд, ценники на выбор любые).
Молодцы вы справились со всеми заданиями.
Эффективность дидактических игр по финансовой грамотности
Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения. Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр и ситуаций. Они переставали обращаться ко мне за помощью и увлечённо искали новые решения задач. Развитие эвристического мышления дало возможность не бояться ошибок и - самое главное - у моих воспитанников сформировался «вкус» к процессу познания. Это даёт надежду, что дети будут уверены в себе, смогут быстро адаптироваться в школе, и будут успешно осваивать новую информацию.
Рефлексия
Итогом нашего мастер-класса будет ваш ответ, на сколько полезным и интересным для вас показался мастер-класс. Для этого проведем игру. На слайде показаны схемы блоки и объяснения к ним.
- Если вы считаете, что на мастер-классе ничего нового не узнали, значит, поднимает блок, соответствующий первой схеме.
- Если чуть-чуть дополнили свои знания по данной теме, то поднимаете блок, соответствующий второй схеме.
- Если мастер класс был для вас полезен, и вы будете использовать полученную информацию в своей работе, то поднимите блок, соответствующий третей схеме.
Литература
- Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 2-6 лет. Приводится описание разнообразных игр.
- Сборник методических материалов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Москва 2019 г
- Банк лучших практик по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников. Омск БОУ ДПО» ИРООО» 2021 г
- https://infourok.ru/kartoteka-igr-dlya-detej-5-7-let-s-blokami-denesha-4608519.html