fyt ft u
Конспект мастер-класса «Кинезиологические упражнения для умственного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса
Подготовили: Деваева Татьяна Владимировна, воспитатель
Пучкова Светлана Сергеевна, воспитатель
Мастер – класс
«Кинезиологические упражнения для умственного развития дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с одним из инновационных методовумственного развития детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
Публикация «Конспект мастер-класса „Кинезиологические упражнения для умственного развития дошкольников“» размещена в разделах
1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы воспитателей по применению кинезиологических упражнений в образовательной деятельности и режимных моментах с детьми.
2. Способствовать повышению мотивации и профессиональной компетентности педагогов ДОУ в применении инновационных методов.
Ход мастер-класса
1. Презентация опыта.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас на мастер-классе воспитателей группы «Смешарики» : Деваевой Татьяны Владимировны и Пучковой Светланы Сергеевны. Очень надеемся, что сегодня у нас с вами получится интересный и главное полезный разговор. Сегодня мы познакомим вас с технологией применения кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.
Преимущества технологии: не требует материальных затрат и большого количества времени.
В начале нашей работы, а это сентябрь 2021 года, у детей группы наблюдался низкий уровень развития общей и мелкой моторики, что значительно затрудняло их развитие в целом. Это же показывали и результаты весеннего мониторинга развития дошкольников. Поэтому, нас заинтересовала технология кинезиологических упражнений.
Наше образование ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики, то есть нацелено на обучение «левого мозга». Искусство же, музыка, творчество, развитие воображения (за это ответственен «правый мозг») практически игнорируются. При таком подходе весь мир занят развитием левой половины мозга ребенка, а правая не только «отдыхает», но и из-за «бездействия» чахнет.
2. Представление системы знаний.
КИНЕЗИОЛОГИЯ - наука о развитии головного мозга через движение, а также умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, повышают стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Как правило, ребёнок имеющий достаточно высокую степень развития мелкой моторики рук, имеет высокие показатели по развитию психических процессов памяти, связной речи, внимания, мышления, а также у него обнаруживается умение рассуждать логически, обосновывать свои ответы, определять причинно-следственные связи, что говорит высоком уровне интеллектуальной готовности к обучению.
3. Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Формы работы: коллективная, подгрупповая, индивидуальная
Условия проведения занятий:
• занятия проводятся ежедневно перед или во время занятия, на утренней зарядке, в совместной деятельности, после прогулки, после сна, во второй половине дня;
• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
• каждое упражнение делается от 30 до 60 секунд. Движения, которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать и для другой стороны.
4. В работе с детьми использовались следующие кинезиологические методы :
5. Растяжки – они нормализуют тонус мышц (гипертонус - неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, гипотонус -неконтролируемая мышечная вялость).
Гипертонус – это, как правило, в двигательное беспокойство, нарушение сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.
Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку даем почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
6. Дыхательные упражнения. Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов, развивают самоконтроль и произвольность.
7. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
8. Телесные упражнения. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Достигается это при помощи комплекса кинезиологических упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет детям дольше удерживать свое внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями.
9. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения («Потягушки», «Бревнышко»)
10. Самомассаж. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
11. Игра «Зоркий глаз». Цель этой игры увидеть и назвать как можно больше силуэтов различных предметов.
12. Упражнения, задания на рисование двумя руками координируют работу обоих полушарий головного мозга, успокаивают; помогают сосредоточиться, позволяют развивать основы творческого мышления, воображения; развивают пространственные представления, мелкую моторику; повышают способность к произвольному самоконтролю; повышают работоспособность; активизировать интеллектуальные и познавательные процессы.
13. Рисование двумя руками на доске. «Зеркальное рисование». Выполнять можно на доске или за столом. Положить чистый лист бумаги; рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (геометрические фигуры, линии, предметы). Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
14. «Графический диктант». Графический диктант помогает развивать многие качества : внимательность; усидчивость; дисциплину. У дошкольника активно развиваются : воображение; восприятие; мышление; память; кругозор.
15. Работа с дидактическими пособиями по формированию межполушарных связей. Нами были изготовлены пособия, которые способствуют развитию межполушарных связей. Они активно используются в индивидуальной и самостоятельной деятельности.
16-17. Рисование по точкам и числам способствует: развитию мелкой моторики рук; развитию глазомера; выработке навыков ориентации на листе; развитию образного и пространственного мышления, воображения и фантазии.
18. Рисование и раскрашивание двумя руками. При помощи таких тренировок, ребенок повысит уровень распределения внимания и будет более успешно учиться. Если левое и правое полушария будут единовременно работать, то обучение будет легким и эффективным.
19. Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП с математическими наборами. На занятиях по ФЭМП мы часто используем математические наборы, которые также помогают организовать работу по развитию межполушарных связей.
20-21. Выполнение упражнений по схеме. На доске представлен образец положения руки относительно той или иной фигуры. Дети выполняют данное задание и стараются это сделать как можно быстрее и правильнее.
Благодарим за внимание!