Маркевич Надежда
Мастер-класс «Кинезиологические упражнения для формирования межполушарного взаимодействия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Свой мастер-класс я начну со сказки. Где-то за дремучими лесами, высокими горами находится сказочное королевство. Жили в нем художники, поэты, музыканты, математики, банкиры, инженеры. Позавидовал Злой Волшебник таланту этих людей и разделил Королевство на две части, между которыми стала течь река бурная да коварная. И сказал Злой волшебник: «Чтобы в вашем Королевстве царил мир и согласие, должны вы соединить части своего Королевства нитями волшебными. Иначе будет у вас хаос». Какая конструкция может помочь жителям Королевства? (мост). А какая конструкция моста будет прочней – та, что сделана из 1-2-3 нитей или та, в которой нитей много? (в которой много нитей). Жители нашего Королевства тоже так решили, сделали прочный мост, соединяющий обе части их дома и стали жить в мире и согласии.
Публикация «Мастер-класс „Кинезиологические упражнения для формирования межполушарного взаимодействия у дошкольников“» размещена в разделах
Как говорится, сказка – быль, да в ней намек. И моя сказка не только мои выдумки. А говорится в моей сказке о головном мозге ребенка и взрослого, разделенном на два полушария: правое и левое. Для того, чтобы мозг функционировал на все 100 %, необходимо, чтобы между полушариями была крепкая связь. Что происходит у ребенка, когда такая связь слабая или ее нет? Происходят:
-логопедические отклонения;
-неловкость движений;
-агрессия;
-плохая память;
-отсутствие познавательной мотивации;
-инфантильность.
Как нам межполушарную связь сформировать и укрепить? Использовать в своей работе систему кинезиологических упражнений – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и расширить границы возможностей мозга ребенка. Когда нам это делать?
- Ежедневно по утрам.
Как нам это делать?
- Используя специальные комплексы, в которых упражнения даются по принципу от простого к сложному.
Попробуем сегодня стать строителями моста между полушариями нашего мозга?
Нашу работу мы начнем с растяжки - расслабление и напряжение отдельных групп мышц или всего тела. Она нормализуют гипертонус – неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение и гипотонус – неконтролируемая мышечная вялость.
Сосулька
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
Перейдем к следующему этапу строительства: дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность
Свеча
На столе стоит плеча.
Дуем плавно, от плеча.
От плеча другого тоже
На свечу подуть мы можем.
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Сейчас на очереди у нас глазодвигательные упражнения - это позволит нам расширить поле зрения, улучшить восприятие. Голову держим неподвижно. Проведем ударную работу: будем еще двигать языком в направлении, противоположном движению глаз.
Солнышко и тучки
Солнышко с тучками в прятки играло.
(Повернуть головой в разные стороны)
Солнышко тучки-летучки считало.
(Посмотреть глазами вправо-влево)
Серые тучки, черные тучки,
(Глазами посмотреть вверх-вниз)
Легких - две штучки, тяжелых - три штучки.
(Прочертить взглядом дугу слева направо и наоборот)
Тучки попрятались, тучек не стало.
(Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе во всю засияло.
(Быстро мигать глазами).
Переходим к группе телесных упражнений, которые нужны для формирования и развития крупной моторики. Их много, они разнообразны.
Упражнения без предметов. Сначала попроще.
Нос, ладошки и коленки
Перепачканы у Ленки.
Ленка дерево белила,
Перепачкалась в белилах.
(Стоя, касаемся носа, показываем ладошки, касаемся коленок)
Теперь посложней.
Эй, мороз, мороз,
Не показывай нам нос.
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой!
Педагог предлагает согреть свои ушки и носик, но необычным способом. Для этого детям необходимо левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять местами руки при этом не запутаться, чтобы мороз не обморозил детям их ушки и носы. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Сейчас потренируемся с предметами – мячом, например.
Мяч подбросим и поймаем,
Мяч бросаем и шагаем.
Раз, два, три, четыре –
Стать мы ловкими решили.
(Подбрасываем мяч и шагаем+ глазодвигательные движения, можно перебрасывать мяч из руки в руку).
А теперь поиграем в игру «Попробуй, повтори!» с карточками, на которых изображены разные виды движений.
Вариантов данной игры много, опробуем вариант «Зеркало».
Один из вас вытягивает карточку, показывает движение, изображенное на ней. Другие участники должны повторить движение в зеркальном отображении.
«Как один». Проводится в парах Изображенное на карточке движение пара должна воспроизвести так, как будто они являются одним человеком, то есть один член пары «становиться» левой рукой, а второй – правой. Вместе они должны показать доставшееся им движение.
Следующий этап формирования межполушарных связей – упражнения для развития мелкой моторики рук. Их очень много, они наиболее известны.
Упражнения без предметов (желательно проводить под рифмовку или музыку).
Для Ильи и Анечки
Испечем мы прянички.
Прянички с начинкою:
С медом и малинкою.
(кулак-ребро-ладонь)
Сидит белка на тележке,
Громко щелкает орешки.
Раз, два, три, четыре,
Посчитать мы их решили.
(Кулак-ладонь, цепочка).
«Шагаем пальчиками» - шагаем пальчиками по трафарету: на квадрат ставим один пальчик, на прямоугольник ставим два пальчика.
Поупражняемся с предметами.
Заборчик
Крепите прищепки двумя руками одновременно от центра коробки к ее краю. Уберите половину прищепок с одного края. Усложним работу: одна рука прикрепляет прищепки, другая – снимает их.
Раз дощечка, два дощечка.
Вот заборчик у крылечка.
Раз, два, три, четыре.
Починить забор решили.
Игра «Забавные палочки»
Выложите по схеме одновременно двумя руками предложенные фигуры.
«Разложи фишки двумя руками»
Подключим мышление к работе. Закройте одновременно двумя руками одинаковые картинки камешками. Но будьте внимательны, в каждом ряду есть лишняя картинка, ее закрывать не надо.
Рисование
1. На крупе:
- сделайте крупой одновременно двумя руками круги на тарелочках;
- добавьте на тарелочки крупу и попробуйте одновременно двумя руками нарисовать елочки палочкой или пальчиком.
2. На карточке двумя руками одновременно обведите контур (можно вести по линиям крышечками или взять фломастеры).
Мы завершаем нашу работу. Давайте вспомним, какие бывают группы кинезиологических упражнений?
Рефлексия.
А теперь завершите, пожалуйста, предложенную вам фразу своими впечатлениями о нашей работе.
Среди этапов работы мне особенно понравился…
Самым сложным в работе для меня было…
Данную форму работы я смогу применять…
Во время работы я приобрела…