Зоя Шипицына
Консультация «Как я помогаю дошкольникам ориентироваться во времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Первые представления о времени формируются у детей в дошкольном возрасте, поэтому программой воспитания и обучения в детском сaду предусмотрено обучение детей ориентировке во времени. Детям уже в дошкольном возрасте, жизненно необходимо, научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Научив ребёнка умению планировать свою деятельность во времени, мы создаём основу для развития организованности, собранности, целенаправленности, точности, которые будут необходимы ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни. Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Мы, воспитатели, закрепляем в активном словаре детей названия частей суток, углубляем и расширяем представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на последовательность их смены. Так дети узнают, что утро всегда наступает после ночи и сменяется днем, день – вечером, а вечер – ночью. Чтобы дети усвоили представления о последовательности частей суток, мы проводим дидактические игры
Публикация «Консультация „Как я помогаю дошкольникам ориентироваться во времени“» размещена в разделах
Когда это бывает», «Части суток», «Кто раньше? Кто позже?» День и ночь»,
«Назови сутки», а также рассматриваем иллюстрации. Настольной книгой при этом воспитателю служит сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Чем чаще, чем более грамотно воспитатель фиксирует внимание на времени и временных отношениях, тем раньше, а главное, тем более осознанно и прочно усваивают дети эти знания.
Чтобы легче было детям моей группы ориентироваться во времени, я придумала для них сказку. Представляю её вашему вниманию.
Сказка про злого волшебника
Давным – давно это было, так давно, что многие уже этого и не помнят, правил государством злой волшебник, все звали его Сутки. И было у него четыре сына, таких статных, добрых да отзывчивых. Были эти юноши так сильно похожи, что люди при встрече ошибались и называли их другими именами. Ах, да, я совсем забыла вас с ними познакомить. А звали юношей очень красиво: Утро, День, Вечер и Ночь. Они были так дружны меж собой, что их дружбе завидовало всё царство – государство. Вот только с отцом им не повезло. К старости Сутки стал просто невыносим: он постоянно злился, был вспыльчив и капризен. Ему хотелось, чтобы сыновья всё время были рядом и выполняли все его требования. Но не тут то было! Юноши очень любили встречать рассвет и умываться первыми каплями росы. А ещё работать в поле, собирать урожай, поливать грядки, валяться на лугу, слушать сверчка и наблюдать за звёздами. Им всегда было весело, и они наслаждались общением друг с другом. Отца это очень злило и однажды, рассердившись в очередной раз на сыновей, он сказал заклинание, а звучало оно очень страшно. Вот послушайте: «Заклинаю своим сыновьям никогда не видеться и не встречаться, про дружбу свою забыть и в гости друг к другу не ходить!». Грянул гром, сверкнула молния, и сильным ураганом разбросало сыновей в разные стороны. Много лет прошло с тех пор, ни мало воды утекло, а братья так и не встречались, но всегда помнили друг про друга. Вот так и живут они каждый своей жизнью. Утро гасит звёзды на небе, убаюкивает луну и встречает рассвет.
Нежными красками он разрисовывает небо и обязательно рисует солнышко. К солнышку он отправляет птичек, которые звонко поют и своим пением будят всех вокруг. Люди просыпаются, и начинается суета. Дети бегут в школу и детские сады, а взрослые спешат на работу. Смотрит Утро на всех, улыбается и со спокойной душой отправляется в свою кровать, чтобы поспать и набраться сил. Его время закончилось. Теперь на работу выходит другой брат – День. Ох, сколько же у него работы: поиграть, побегать, разную работу выполнить, обедом всех накормить, да маленьких ребятишек спать уложить – дневной сон очень полезен малышам. А потом опять: игра, работа, выучить уроки, полдником всех накормить да по домам отправить. Устал День, еле – еле доходит он до кровати, ложится в неё и засыпает богатырским сном. Его время закончилось. А вот уже третий брат - Вечер спешит работу выполнить. Грядки полить, птичек в гнёзда отправить, ужином всех накормить, книжки интересные деткам почитать и ко сну всех приготовить, да и самому улечься в кровать. Вот черёд и четвёртого брата Ночь подошёл. Очень он торопится. Ведь работы невпроворот. Луну с постели поднять, звёзды на небе зажечь, сов да ночных птичек разбудить. Фонари на столбах зажечь, да и самому спать лечь. На смену ему придёт братец Утро. Как же Ночи хочется встретиться с братом, но невозможно. Старый отец Сутки навсегда запретил им видеться. Вот так и до сих пор живут четыре брата: Утро, День, Вечер и Ночь, помнят друг друга, любят, а встретиться не могут. На то воля отца. Но братья не унывают, ведь они так нужны людям, на них все надеются, и жить без братьев просто не могут. Вот такая печальная история произошла с братьями. А вы, ребята, запомнили, как братьев звали? А дружить так же крепко как они можете? Вот какие вы молодцы! Ну, вот, хватит держать ушки на макушке, сказочка моя закончилась.
А загадки я вам загадаю! Хотите, тогда отвечайте!
*Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: «Это…» (Утро)
*Солнце в небе высоко, И до ночи далеко, Коротка деревьев тень. Что за время суток? (День)
*День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный. (Вечер)
*Дом уснул, игрушки спят, Только фонари горят, Отгадаешь ты точь-в-точь – Это наступила (Ночь).
Ай – да, молодцы, детишки!
Вот такую сказку я придумала. Детям нравится. А главное, они свободно стали ориентироваться во времени.