Марина Антонова
Мастер-класс по конструированию из бросового материала «Волшебный замок»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: студентка ФГБОУ ВО "АГПУ" Антонова Марина Сергеевна
Целью мастер-класса «Я удивляю и радую малыша» является художественно-творческое развитие старших дошкольников средствами.
Задачи:
• Познакомить детей с приёмами изготовления поделок сложных конструкций;
• Развивать творческие способности через придумывание декоративных деталей и украшений;
• Учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Мастер-класс по конструированию из бросового материала „Волшебный замок“» размещена в разделах
Форма проведения: мастер-класс с показом презентации для педагогов и студентов «Изготовление «Волшебного замка» с детьми старшего дошкольного возраста из бросового материала на примере «втулки туалетной бумаги».
Материалы и оборудование : мультимедиа-проектор, экран, столы для участников мастер класса (рабочая поверхность, втулки от бумажных полотенец и туалетной бумаги, цветная бумага, шаблоны для конусообразных крыш, резинки для волос разноцветные, ножницы, клей, липкие ленты, готовые ворота и забор, фартуки, рукава, готовая часть калейдоскопа, надевающаяся на втулку-башню замка, сундук.
Вводная часть
Актуальность. Все чаще мы говорим об экологических проблемах. Чтобы сохранить нашу среду чистой, красивой необходимо начать с малого - правильно распоряжаться вещами, которые становятся ненужными.
Изготовление поделок из бросового материала увлекательная деятельность, которая способствует развитию творческих способностей, экологического знания у дошкольников.
Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).
Теоретическая часть
Конструирование из бросового материала - вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
Основные цели конструирования из бросового материала - это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.
Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:
1. Этап первый - детальный анализ образца будущего изделия: в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, проводится обсуждение с помощью уточняющих вопросов (Вероятные материалы для поделки? Оптимальные варианты крепления деталей? Дополнительные техники оформления деталей? (лепка из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации и т. д.).
2. Этап второй - детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. На данном этапе конкретизируется деятельность детей, последовательность изготовления деталей, материал для изготовления поделки, предпочтительные инструменты, способы скрепления деталей и частей конструкции (клей, нитки, проволока).
3. Этап третий предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
4. Этап четвертый - дети самостоятельно осуществляют изготовление поделок (с момента зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи). На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
5. Этап пятый - подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.
Практическая часть
Практическая демонстрация изготовления поделки из бросового материала с детьми.
Ход:
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами не простое занятие, а волшебное.
Приемы создания мотивации для детей. В тридевятом царстве, тридесятом государстве жили-были царь с царицею. В дружной царской семье росли благородные сыновья и дочери-красавицы. Когда сыновья и дочери выросли, царь приказал пригласить самых искусных заморских мастеров и архитекторов, для строительства роскошного замка для его любимых детей. Но мастера, к сожалению, так долго едут, что царь уже не может ждать и хочет, что вы ребята заменили их и построили его детям невероятной красоты замок. Давайте с вами превратимся в этих мастеров и выполним указ царя. (Дети надевают фартуки и рукава).
Дети вместе с воспитателем рассматривают образец части постройки, обращают внимание на то, из каких материалов изготавливалась постройка, из каких деталей.
Давайте приступим к изготовлению замка.
Дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы. Вспоминают вместе с ведущим о прочном скреплении материалов, последовательности работы. В случае затруднения ведущий мастер-класса помогает, подсказывает.
Этапы работы (последовательность) :
1. У каждого есть втулка и разноцветные резинки.
2. Давайте украсим нашу втулку.
3. Что не хватает нашему замку? (Крыши).
4. Делаем конусообразную крышу, вырезав по шаблону и склеив получившиеся края.
5. А теперь давайте приклеим липучки к нашим башням. Как вы думаете для чего? (для конструирования замка). Можно конструировать замок с помощью липучек, прикрепляем друг к другу башни замка, ворота и заборы, надеваем конусы крыши на замок, посыпаем золотой пылью, разноцветными стразами.
Сюрпризный момент (творческий аспект, преобразование)
-Ребята, подождите, я совсем забыла, что царь с царицею прислали нам сказочный сундук, чтобы мы с вами превратили обычный замок в волшебный.
(Педагог открывает сундук и раздает ребятам готовые части калейдоскопа).
-Видите, какой у нас волшебный замок получился! Он превращается в калейдоскопы, может собираться и разбираться так, как вам захочется. Я думаю, дети царя и царицы обрадуются такому замку, и вы сможете вместе с ними играть.
Рефлексия с детьми совместной деятельности
Задаются вопросы по проделанной работе.
-Из чего же все это у нас с вами сделано? (втулки от бумажных полотенец и туалетной бумаги, цветная бумага, резинки для волос, стразы, камешки, пластилин и др.); а как мы можем назвать весь этот материал? (бросовый материал); вам понравился наш Волшебный замок? А калейдоскопы? А что еще можно сделать из втулок? (настенная полка, подарочные коробочки, настольные органайзеры, кормушки для птиц, подставки для телефона, упаковки для столовых приборов, гирлянды, и другое).
4. Рефлексия мастер-класса
У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс : это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. А если мастер-класс вас не заинтересовал – покажите зеленую полоску.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов:
1. Зимагулова Т. М. Использование бросового материала в развитии творческих способностей/ Социальная сеть работников образования «Наша сеть», 2013. Электронный ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2013/11/10/master-klass-na-temu-ispolzovanie-brosovogo
2. Никита Н. Как сделать калейдоскоп из втулки от бумажного полотенца. Блог: Папа сегодня, 2018. Электронный ресурс: https://www.papatoday.ru/NikitaOs/kak-sdelat-kaleydoskop-iz-vtulki-ot-bumazhnogo-polotenca.html
3. Фоминых Н. Поделки из бросового материала для дошкольников, 2018. Электронный ресурс: https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/podelki-iz-brosovogo-materiala-dlya-detskogo-sada.html#i
4. Цыплакова С. Сказочный замок из втулок : пошаговый мастер-класс, 2018. Электронный ресурс: https://inteltoys.ru/articles/cat4/article564.html