Марина Арзамасова
Мастер-класс «Изготовление мимических кукол для развития певческих навыков в музыкально-театрализованной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Арзамасова Марина Николаевна - музыкальный руководитель высшей категории МАДОУ д/№112 г. Тюмени
МАСТЕР – КЛАСС
«Изготовление мимических кукол для развития певческих навыков в музыкально-театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
в рамках сетевого сообщества
для музыкальных руководителей КАО г. Тюмени.
Цель:
Публикация «Мастер-класс „Изготовление мимических кукол для развития певческих навыков в музыкально-театрализованной деятельности детей“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Диссеминация (процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории) опыта работы.
Задачи:
-Познакомить педагогов с нетрадиционным способом изготовления мимических кукол для музыкально-театрализованной деятельности.
-Продемонстрировать приемы работы с куклой.
Оборудование:
-готовые образцы мимических кукол : Собачка, Кошечка, Лошадка; носки: серого, бежевого и коричневого цвета;
- картон, клей, пряжа разного цвета;
- заготовки: «ушки», «глазки», пуговицы для оформления носиков кукол.
Продолжительность мастер - класса : 15 мин.
Ход мастер-класса :
Уважаемые коллеги, представляем вашему вниманию легкую в изготовлении, привлекающую внимание детей – мимическую куклу (демонстрирует куклу на руке).
Такую куклу называют «мимической» потому, что она может передавать мимику – морщиться, хмуриться, удивленно поднимать «брови» или недовольно «воротить нос» (показывает некоторые движения). А еще она может «разговаривать» (открывает-закрывает рот куклы, поэтому ее иногда называют «куклой-болтушкой».
Почему для нашего мастер-класса мы выбрали именно мимическую куклу? Не секрет, что у детей младшего дошкольного возраста куклы пользуются особой любовью. Они живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, дети с удовольствием выражают им свои эмоции в песенках, в двигательных образах-импровизациях под музыку. Куклы способны не только удивить и обрадовать ребенка, но и научить его чему-либо. Милые, любимые, уютные куклы, они нравятся детям, их очень приятно держать в руках… Но руки взрослого заняты, ведь на занятиях так много ими приходится действовать! Надо брать предметы, погладить, похвалить, приобнять, взять за руку малыша и подвести к чему-либо, танцевать, играть на музыкальных инструментах и петь.
Появилась необходимость в новых куклах, позволяющих это делать, дающих возможность заинтересовать в совместных действиях, выполнять ихкукле и ребенку вместе. Вот так и появилась у нас своя маленькая коллекция мимических кукол, использование которых способствует реализации новых форм общения с детьми.
Благодаря их функциональности, образной привлекательности, легкости в использовании вариантов деятельности с такими куклами может быть много.
С мимическими куклами детям очень интересно рассказывать стихи, петь песенки, разыгрывать разные сценки, вести диалог. Детям нравиться и самим говорить «за куклу», и когда кукла «разговаривает» с ними. Мимическая кукла стала желанным гостем на наших музыкальных занятиях, детских театрализациях, досугах. (Здесь можно показать видео с фрагментом использования мимических кукол). Использовать мимические куклы в деятельности с детьми можно очень рано – со второго года жизни и даже еще раньше.
Делается такая игрушка очень быстро и просто, поэтому мы предлагаем вам изготовить мимических кукол прямо сейчас всем вместе.
Организуя деятельность с детьми, педагоги часто используют такой прием как право выбора (материала, игры, деятельности и д. т.) и мы тоже предлагаем вам право выбора: самим определиться, какую мимическую куклу вы будете делать, и какого цвета она у вас будет. Обратите внимание, на столах представлены образцы мимических кукол и материалы, из которых их можно сделать. Тех, кто уже определился, просим занять места за рабочими столами.
Изготовление данной куклы займет совсем немного времени, такая кукла под силу любому педагогу, даже если вы не очень дружите с прикладным творчеством. А главной деталью для изготовления удивительной мимической куклы нам послужит самый обыкновенный носок.
Пошаговое изготовление мимической куклы :
1. И первое, что мы с вами сделаем, это наметим место, где будет располагаться рот нашей будущей куклы.
Для этого наденьте носок на руку, придайте ему С-образную форму: пальцы поместите в ту часть носка, где обычно располагаются пальцы ног; согнутая часть кисти должна расположиться в пятке. Затем подворачиваем внутрь носовую часть носка, придавая ей форму рта. Аккуратно снимаем носок, придерживая подвернутую часть.
2. А теперь для оформления рта надо вырезать из картона овал, его ширина должна соответствовать ширине носка (чтобы ускорить работу по изготовлению кукол, мы заранее подготовили необходимые овалы). Берем овал, сгибаем его напополам, промазываем клеем с изнаночной стороны и приклеиваем его к подвёрнутой внутрь носовой части носка.
Вот у наших кукол появился рот главный инструмент для формирования певческих навыков. А наш носок стал уже немного похож на куклу.
3. Теперь разложите носок на столе и маркером, ручкой или карандашом сделайте метки, чтобы обозначить место для глаз и носа.
4. Приклеить к носку глаза можно любым клеем для ткани. Мы воспользуемся горячим клеем. Чтобы глаза получились красивыми, можно взять кнопки, пуговицы, помпоны или, как в нашем случае, объемные глаза-наклейки.
5. Далее необходимо приклеить нос. Для этого можно вырезать маленький треугольник или кружок из картона и приклеить его к тому месту, где поставили метку для носа. Из пуговицы тоже может получиться довольно милый нос.
6. На этом шаге можно считать, что наша кукла почти готова. И теперь осталось добавить несколько деталей, чтобы придать ей наибольшее сходство и оригинальность. Приклеить ушки, немного толстых шерстяных ниток на верхушку «головы», чтобы получилась «грива». Здесь полностью работает ваше творчество. Можно добавить усы, ресницы, челку и т. д.
Здесь вы можете воплотить все свои идеи и фантазии по созданию образа куклы.
Вот наши мимические куклы и готовы. И мы можем «поиграть» с ними.
(Предлагает надеть куклы на руку).
Такой куклой очень легко управлять. Даже ребенок, надев её на руку и шевеля внутри пальчиками, может свободно управлять куклой.
Предлагаю вам обыграть наши «куклы», а заодно продемонстрировать использование певческих навыков в музыкально-театрализованной деятельности.
Для начала предлагаю провести распевку: Поё м фразу: «Мы поём, хорошо поём!» - громко и тихо – так мы формируем динамический слух у детей.
А теперь споем попевку «Эхо», с ее помощью мы развиваем у детей звуковысотный слух.
А сейчас можно исполнить «Песенку про животных» А. Филиппенко. Предлагаю сделать это по ролям: одна подгруппа поёт звукоподражанием - Лошадки, другая -Собачки, третья - Кошечки. (Исполняется один куплет)
Ну а теперь, уважаемые коллеги, предлагаю каждой вашей подгруппе придумать своё игровое упражнение для детей младшего дошкольного возраста с использованием мимических кукол (вопрос-ответ, высоко-низко, звукоподражание «Здоровалка» - котята, щенята, жеребята, ребята и др.)
Пример:
Играем в «Имена - эхо» певческим голосом :
1. Педагог поёт имя ребенка на удобном всем (примарном) звуке, дети повторяют, затем берется звук на полтона выше.
2. Педагог поет имя ребенка на одном звуке, дети поют на том же звуке, но ласково, затем поём звук на полтона выше.
3. Педагог поёт имя ребенка на двух звуках малой
терции (сверху - вниз).
4. Педагог поёт имя ребенка на двух звуках малой терции - дети повторяют, но поют в другом темпе, ласково.
Можно пропевать названия игрушек, слова «мама», «здравствуй» и т. д.
Итог. Используя мимические куклы в музыкально-театрализованной деятельности, мы помогаем детям постигать язык движений, мимики, жеста; дети постепенно овладевают средствами выразительности, певческими навыками и мимические куклы в этом наши первые помощники.
Желаю вам здоровья и творческих успехов