Наталья Анатольевна Гаврилова
Мастер-класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС до«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.
Задачи:
1. Формирование фонематического восприятия,автоматизация правильного звукопроизношения.
2.Pазвитие мелкой моторики рук.
3.Pазвитие лексико-грамматического строя речи (правильное употребление предлогов в речи, образование уменьшительной формы существительныхсогласование существительных с числительными).
4.Pазвитие связной речи.
5. Формирование навыков звукового анализа слов.
6. Активизация, обогащение словарного запаса детей.
Публикация «Мастер-класс „Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС до„» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Оборудование:игрушки ПОП ИТ,камешки Марблс,карточки для задания,трубочки коктейльные,презентация.
Участники мастер – класса : педагоги дошкольного учреждения.
Ход мастер-класса :Добрый день, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на мастер – классе, тема которого «Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО».
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней.
Чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: – О! Как же ты красива!
Е. Щукина.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В. А. Сухомлинский.
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – все больше детей с различными нарушениями речи. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса, путем внедрения игровых технологий.
Игры, которые я использую на логопедических занятиях, служат для обеспечения следующих функций:
Обучающих (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
Диагностических (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
Коррекционных (позволяют исправить имеющиеся нарушения);
Развлекательных (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
А сейчас,чтобы настроиться на наш мастер-класс попрошу вас уважаемые коллеги подойти ко мне. Поприветствуем друг друга и настроимся на хорошую работу.
Приветствие.
Собрались мы с вами в круг (встать в круг)
Я твой друг и ты-мой друг (руками показать)
Доброе утро!Проснулись (улыбаемся)
К солнышку потянулись (тянем руки вверх)
Лучики взяли (сжали руки в кулачки)
К сердцу прижали (сжали кулачки к груди)
Друг другу отдали (протянуть руки вперед)
Крепче за руки возьмемся (беремся за руки)
И друг другу улыбнемся (улыбаемся друг другу)
С хорошим настроем,веселой игрой
Мы же на место присядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Уважаемые педагоги присаживайтесь пожалуйста за столы.
Презентация.
Педагог должен идти в ногу со временем и быть в курсе технических новшеств и изменений.
В последнее время популярны игрушки -антистрессы POP IT(поп ит) и Simple dimple(симпл димпл) .Суть у них одинакова. В своей работе чаще использую POP IT,т. к в них больше пузырьков -ячеек,а это значит,что с ним можно придумать больше различных игр.
POP IT (с англ. pop it — «лопни это») — это сенсорная игрушка антистресс с «пузырьками» одинакового размера, которые можно проталкивать или «лопать», что-то вроде пузырчатой пленки! Играть можно до бесконечности, как только продавили все пузырьки, переворачиваете другой стороной, начинаете заново. Поэтому POP IT называют -«вечной пупыркой».
Яркие, разнообразные по форме, прочные, приятные на ощупь – они есть у каждого ребенка.
Игрушка может быть разной формы,но на мой взгляд для образовательно-
развивающих целей больше подходит ПОП ИТ квадратной формы.
Игрушка POP IT универсальная.
Обучает, развивает, укрепляет межполушарные связи мозга.
Для чего это нужно?
Левое полушарие мыслит -логически, а правое- творчески. У взрослых обычно одно полушарие развито лучше второго. Если же поднажать в дошкольном возрасте, можно развить одинаково хорошо оба полушария, тогда и учеба в школе будет даваться легче. В играх и игровых упражнениях с речевым сопровождением, поп-ит улучшаеткоординацию речи с движением, что благотворно влияет на развитие психических и речевых процессов. Все дело в тактильном восприятии этих простых, на первый взгляд изделий. На кончиках пальцев находится большое количество рецепторов, которые соответствуют определенным участкам мозга. Массаж рецепторов развивает нейронные связи, то есть рецепторы мозга тренируются напрямую через сигналы от касания.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»-говорил известный педагог Василий Сухомлинский.
Можно играть как в одиночку, так и группой.
POP IT может применяться в различных играх, которые способствуют сенсорному, речевому и математическому развитию детей, способствуют концентрации внимания. Когда ребенок что-то мнет, нажимает, перебирает, он отвлекается, расслабляется, при этом происходит улучшение координации и развитие мелкой моторики. Детям это действительно нравиться, они с большим удовольствием будут участвовать в предложенных играх.
Дидактические игры с игрушкой POP IT можно применять при проведении образовательной и совместной деятельности с детьми в различных образовательных областях.
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку игр, которые я использую непосредственно в своей работе и рекомендую воспитателям для работы во время коррекционного часа. Возьмите пожалуйста поп ит.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия детей с речевыми нарушениями. Правильное дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков, соответственно в развитии красивой и правильной речи.
1 упражнение "Передвинь шарик"
Цель игры :дуть в трубочку с такой силой, чтобы шарик перекатывался из ячейки в ячейку.
Сложность заключается в том, что нужно контролировать свое дыхание: если воздушная струя будет сильной - шарик улетит, а если слабой - вовсе не сдвинется с места.
Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.
Умнички постарались!
Следующее упражнение помогает детям развивать фонематический слух.
2 упражнение «Поймай звук».
Нужно нажать на ячейку, если услышишь звук [Л].Это упражнение можно выполнять на различные звуки.
Например: сначала произносим этот звук изолированно – м, п, л, т, к, л,с,т,л,д,п,м,л … молодцы!
затем в слогах – па, ма, ла, то, по, ло,со,ро,ли,ди,ми,лу,му,ру,лю,ля,мо,лу,ну,ру,ли,ла,да,ди,ма,ли,ля,ло,лу,ала бало,алы, ,омо, алу,оло,ма,ле молодцы!
и в словах – лак, окно, лама, мама, липа, лампа, Саша, наша лупа, люстра, пчела, дом, пила, полы…
Молодцы!
Следующее упражнение помогает детям автоматизировать уже поставленный звук.
3. Упражнение «Автоматизация звуков»
Это пожалуй, самое длительное и неинтересное занятие – тренировать произношение нового правильного звука, отработанного вместе с логопедом. Но такой необходимый этап для формирования правильного произношения пройдет интереснее, соединив проговаривание с нажатием ячеек. Начинаем с изолированного произношения звука. постепенно переходим на слоги и слова, одновременно продавливая ячейку. Я кликаю по ячейкам и произношу чистоговорку, а вы за мной повторяете. Одна ячейка соответствует одному слову в чистоговорке:
Ла-ла -ла- настали холода
Ул-ул-ул- холодный ветер дул
Тель-тель- тель- на дворе метет метель
Тели-тели-тели- весь день метут метели
Замечательно!
4. Упражнение «Добавь словечко».
Цель упражнения- развивать умение подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста. (можно использовать с загадыванием загадок)
Послушай чистоговорки и добавь слово в рифму, при этом нажимай на ячейку
Ал-ал-ал, песок ссыпает …самосвал.
Ол-ол-ол, доктор делает …укол.
Ол-ол-ол, нужен для очков …чехол.
Ул-ул-ул, я огонёк свечи ….задул.
Ил-ил-ил, Вася из бокала… пил.
Ыл-ыл-ыл, всю посуду я…. помыл.
Ла-ла-ла, жужжит и мёд несёт …пчела
Ла-ла-ла, как у тебя идут …дела
Ло-ло-ло, зимой от снега всё …бело
Лы-лы-лы, в кухне вымою …пол
Ал – ал - ал, Золушка спешит на …бал
Ол – ол – ол, подметает ловко щеткой. пол
Ул – ул – ул, не присядет аж на …стул
Ыл – ыл - ыл, принц очарован ею …был
Ил – ил – ил, ее на танец …пригласил
Умнички!Теперь давайте поиграем
5. ИГРА: «Ищем клад»
Цель игры-игры-развивать моторику рук,ловкость.
Нужно подложить под Поп Ит маленькие «клады» (использовать можно и шарик, ракушку, камешек). Игроки по очереди нажимают на пупырышки. Кто первым наткнётся на клад, забирает его себе. У кого больше кладов, тот и выигрывает
6. Упражнение «Бродилка»
Цель упражнения- развитие координации,ориентировки в малом пространстве, закрепление понятий «лево-право», «верх-низ».
Это упражнение на развитие координации, учимся ориентироваться в пространстве и закрепляем понятие «лево-право», «верх-низ»).
Можно при этом пользоваться дополнительными элементами (пуговицами, фигурками,бусинами). Например: давай поселим красную пуговку в домик по адресу - три пупырки вправо, одна пупырка вниз. А ее подружку, синюю пуговку рядышком - одна пупырка вниз и две пупырки влево.
Игра проводится по принципу графического диктанта. Переверните Поп Ит и положите в углубление посередине шарик небольшого размера. Взрослый объясняет, как перемещать первый предмет, чтобы довести его до второго, используя простые команды : «вверх, вправо, вниз, влево». А ребенок, выполняя команды, перекладывает предмет, перемещая его. Как усложнение – игру можно проводить без взрослого,то есть в самостоятельной деятельности.
7. Упражнение «Пальчики встречаются».
Цель упражнения-развитие межполушарного взаимодействия - проговаривание и продавливание ячеек двумя руками одновременно.
Детям предлагаю двумя руками одновременно нажимать «пузырьки-ячейки» в определенной последовательности.
Молодцы!
8. Упражнение «Выложи букву»
Цель упражнения-Развитие зрительного воображения, ориентировки в малом пространстве, развитие моторики рук, внимания детей, закреплять знание цифр/букв.
Ребенку предлагается выложить шарики небольшого размера в углубления таким образом,чтобы получился определенный звук или цифра,закрепив тем самым ее зрительный образ.
Выложи букву Р,Л.
Молодцы!
8. Упражнение «Формирование слоговой структуры слов»
Цель упражнения-коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.
Деление слов на слоги – важное умение для развития речи детей. Логопеды обычно используют «прохлопывание» слогов во время произношения слов. Дятям это уже не интересно и что бы разнообразить это задание можно с помощью продавливания ячеек в зависимости от количества слогов в слове. «Сколько слогов (частей)» Например: на звук (Л) (например сначало
на один слог-лак,лук,лес,луг
затем на два слога-лам-па,ло-то,лод-ка,пи-ла,лук-па,са-лат.
затем нас три слога -лу-кош-ко,ка-ло-ши,ма-лы-ши. И чередуя. (лес,лу-па,ли-са,лу-кош-ко,ле-пеш-ка,ла-душ-ки)
Упражнение «Назови приметы зимы (любые тематические группы)» Могут играть несколько детей. Ребёнок называет приметы, которые относятся ко времени года-зима, и нажимает на Pop it. Победит тот, кто больше всего назовёт предметов. Например:на зиму-снег,снежинка,снеговик и т. д.
Упражнение "Назови «Наоборот». Взрослый называет слово, а ребёнок называет противоположное слово. Например, длинный – короткий, толстый – худой, высокий-низкий,богатый-бедный. черный-белый,широкий….веселый. больной….горячий. горький…. и т. д. Если ребёнок назвал правильно, он нажимает на Pop it.
Молодцы!
Упражнение «Гласные и согласные звуки».Ребёнок должен сказать, на какой звук начинается слово. Если слово начинается на гласный звук, то ребёнок нажимает на красную полусферу Pop it, а если слово начинается на согласный звук, то на синюю полусферу.
Автобус,ручка,ведро,облако,машина,яблоко.
9. Упражнение «Кто быстрее»-под музыку
Игра на время и скорость реакции. Кто быстрее лопнет все ячейки пока звучит музыка, тот победил. Или кто лопнет больше ячеек за указанное время (10, 15 секунд). Можно лопать через одну ячейку, через ряд и пр. – вариантов много. Главное не ошибиться.
10. Упражнение "Веселый счет".
Упражнение на развитие внимания и мышления,закрепление цвета и счета.
Нажимать нужно на ячейки в соответствии с картинкой.
И в заключении хотелось бы отметить, Pop it – хорошая игрушка для развития межполушарных связей, мелкой моторики, внимания, логики, мышления, ориентации в пространстве, счёта и количества, развития речи, фонематического восприятия, оказывает успокаивающее действие не только на детей, но и на нас взрослых. С помощью этих игрушек можно сделать логопедические занятия намного интереснее и разнообразнее, это поможет быстрее достичь положительной динамики. Играя, ребенок, обучается и развивается. Эти чудо – игрушки могут применяться не только логопедами, но и другими специалистами.
Спасибо за игру уважаемые коллеги! А сейчас в качестве оценки мастер-класса пожалуйста нажмите на кнопку с желтым смайлом,если вам было все понятно и вы готовы использовать эти игры в своей работе. Если же вас не заинтересовало,покажите мне красный смайлик.
И напоследок на память о проведении нашего мастер-класса хочу вам подарить от себя буклеты с подборкой игр и упражнений. Мы сегодня хорошо постарались. Спасибо вам.