Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых и проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников»

Татьяна Панова
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых и проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников»

Цель: повышение профессионализма педагогов при организации работы с детьми по развитию экологических представлений дошкольников.

Необходимое время: 20 минут

Количество участников: 5 – 10

Теоретическая часть (вводное слово):

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Эколого - нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо только при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого - нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагоги-ческого воздействия у детей необходимо сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы. Для реализации данных задач нужно использовать наиболее эффек-тивные формы и методы – в частности игровая деятельность и решение про-блемных ситуаций.

Практическая часть:

педагоги (участники мастер – класса) выполняют роли детей.

Цель: развитие бережного отношения к окружающей природе через организа-цию игровых приемов и решение проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование: 2 контейнера (вода, песок); голубая и чёрная гу-ашь; макеты: семья, обитатели суши и воды, костёр, кувшинки, кусты;

карточки для создания плакатов.

Ход деятельности:

Дорогие мои детишки,

Положите в сторонку книжки.

Подождет вас немного игра,

Заниматься пришла пора.

- Дети, вы когда-нибудь отдыхали на речке? Что делали?

- А вы ездили с родителями отдыхать на другие водоемы?

- Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на пруде любят все. Но не все знают, как надо правильно себя вести. Как сделать так, чтобы Речка не обиделась, чтобы она оставалась чистой, любила нас людей.

- Сейчас я расскажу вам одну историю о речке, которую очень обидели люди.

Рассказ сопровождается показом.

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости.

- Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и жучки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада, - говорила Речка. П/И с детьми «Живая вода».

- Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя и его сестра Ма-шенька. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться и громко слушать музыку. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, ведь она так любила цветы, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому что не любил лягушек. Сестрица Машенька наступила на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом.

Хорошенько отдохнув, семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

- Ребята, о чём я рассказала вам историю?

- Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.

- Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя с Машенькой отдохнули на ее берегу?

- Как папа, мама, Костя и Машенька обидели Речку и ее жителей?

- Они правильно поступили?

- Почему так нельзя поступать?

- Чтобы вы сделали на месте Кости, Маши, папы, мамы?

- Ребята, но и папа, и мама, и Костя, и Машенька могли обидеть речку не потому что хотели этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно.

- Ребята, а вам жалко Речку?

Ведь семья ушла, оставив её в таком состоянии, а если придёт другая семья - она сможет отдохнуть на этом месте? Почему? Да, и она пойдёт искать другое место, а вдруг и она поступит с нашей Речкой точно так. Чтобы этого не допустить, давайте подумаем, что можно сделать, чтобы Речка снова засияла, и на её берегу можно было бы безопасно отдохнуть?

(Дети очищают речку и берег). Д/И «Сортировка мусора»

- Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.

- А сейчас давайте еще раз вспомним, какая речка была до прихода гостей и после их ухода.

- Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? У меня в стаканчике речная вода. В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной.

Сравните воду в стаканчиках и скажите, чем она отличается? (в одном стакан-чике она чистая, в другом – грязная).

В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (В чистой).

Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.

Сравните ее с водой "из чистой реки", (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.

Вывод: благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.

Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов. Вы все смотрели мульт-фильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться. Но не всегда фильтры можно установить на каждой реке, это очень трудоёмкое и затратное дело.

П/И с детьми «Караси и щука».

- Давайте мы с вами подумаем, что мы можем сделать для защиты прибрежной зоны отдыха, каким способом можем привлечь внимание людей, чтобы они не повторяли ошибку Костиной и Машенькиной семьи.

Оформление плаката - призыва «Друзья, берегите природу!» (моделирование из предложенных элементов).

- Какой поучительные плакаты у нас с вами получились, их можно разместить на берегу этой лесной речушки, пусть всем отдыхающим он напоминает о выполнении правил поведения в природе.

Литература:

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 2007.

2. Рыжова Н. А. «Не просто сказки», Москва, «Линка – Пресс», 2002.

Публикации по теме:

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Фотоотчет о моделировании игровых ситуаций для повторения правил безопасного поведения дошкольников на дорогеФотоотчет о моделировании игровых ситуаций для повторения правил безопасного поведения дошкольников на дороге .

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых и проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 9 октября 2024 в 13:51
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Использование игровых и проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Панова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД