Ольга Тутубалина
Мастер-класс «Использование дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Цель: предоставление педагогам ДОУ опыта использования дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР.
Задачи: познакомить с дидактическим пособием «Фонематические шахматы», научить применять полученные знания в практической деятельности, повысить уровень мастерства педагогов.
Публикация «Мастер-класс „Использование дидактического пособия „Фонематические шахматы“ в коррекционной работе с детьми с ТНР“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие фонематического слуха
- Шахматы, шашки. Дидактические игры и пособия
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Оснащение: магнитная доска «Фонематические шахматы», карточки с буквами, специальные разноцветные смайлики.
План:
Организация педагогов
Введение в тему
Презентация опыта
Моделирование
Рефлексия
Ход мастер – класса
Организационный
- Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер класс хочу начать со стихотворения:
Игра - веселье, время провожденье -
Так склонны взрослые порой, увы, считать.
Но для детей весь смысл игры - ученье,
Как в этой жизни можно выживать.
Все, что в ребенка природа заложила,
Он учится использовать в игре;
Все, что дремало, набирает силу,
Готовясь к взрослой непростой поре.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой обучающий материал.
Введение в тему
Работая в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Мы открыли для себя такое дидактическое пособие как «Фонематические шахматы». Задачи, которого являются: развитие памяти, зрительного и слухового внимания, профилактика дисграфии и дислексии, развитие фонематического слуха, пространственной ориентировки на листе бумаги и развитие связной речи. Пособие представляет собой шахматное поле с шахматными клетками в виде цифрового ряда по горизонтали и буквенного ряда по вертикали, имеются 2 пустые горизонтальные строчки для составления слов, разноцветные смайлики, в виде красного и синего с зеленым для обозначения гласных и согласных звуков. К пособию прилагается методическое руководство по работе с детьми с играми от простого к сложному.
Презентация педагогического опыта
На начальном этапе знакомства детей с «Фонематическими шахматами» нами использовались такие, дидактические игры, как: «Какая буква живет в квадрате». Например, взрослый называет квадрат: "А3". А затем спрашивает: «Какая буква живет в этом квадратике?» дети должны ответить: «М» и так далее.
«Какая буква живет в моем квадрате? Найди такую же». Называется квадрат, например: А7. Ребенок говорит, какая буква в этом квадрате живет, находит среди магнитных карточек такую же и ставит её внизу на линеечку.
В процессе использования «Фонематических шахмат» мы разработали собственные дидактические игры по всем образовательным областям в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Например, для решения задач по социально-коммуникативному развитию мы играли с детьми в такие игры как: «Опасные предметы дома» цель, которой закрепить названия опасных предметов находящихся дома; «Профессии моей семьи» (развивать умение отгадывать профессии родителей); по познавательному развитию, играли в игры: «Какое время года?», «Части суток», «Полезно – вредно», «Угадай геометрическую фигуру», «Отгадай, что за растение».
Для решения задач по художественно-эстетическому развитию: «Вылепи задуманную букву», «Укрась букву» - развивать мелкую моторику; «Какая буква играет в прятки?», «Нарисуй букву» - учить запоминать графическое изображение букв; «Какой звук умеет петь, а у каких это не получается?» - для развития речевого дыхания. По физическому развитию, играли в такие игры как: «Сделай соответствующие движения на заданный звук» - выполнить соответствующее движение на определенный звук; «Какие буквы живут в столбике № 3….» - для проведения гимнастики для глаз; «Олины помощники» - отгадать названия частей тела и уточнить их назначение.
Все эти игры можно отнести и для решения задач по речевому развитию.
Моделирование
А сейчас я предлагаю нам немного поиграть.
Игра называется «КАКОЕ СЛОВО Я ЗАДУМАЛА? СКОЛЬКО В НЕМ СЛОГОВ?»
В этой игре взрослый называет ходы, предлагает ребенку найти магнитные карточки с соответствующими буквами и внизу составить слово. Например: Б1 - Б5 - Д7, - Какое слово получилось? - Ухо.
- Сколько звуков в этом слове? - Три. - Назовите первый звук. - У.
- Второй звук… - Х. - Третий… - О. - Сколько слогов в этом слове?
- Два.
Эта дидактическая игра направлена на развитие слоговой структуры слова.
Я предлагаю нам поиграть ещё в одну игру, которая называется «ШИФРОВЩИКИ».
Правила игры: взрослый называет ходы, так, чтобы получилось слово, дети говорят, какое слово получилось, выкладывают это слово на верхней полоске, а внизу шифруют слово разноцветными смайликами. Например: - Квадрат А3/ квадрат Д7/ квадрат Б5. Какое слово получилось? - Дом. - Выложите это слово буквами. В слове «дом» какой первый звук? Он твердый или мягкий? - Твердый. - Какого цвета смайлик мы возьмем? - Синего. - Почему? - В этом слове звук «Д» произносится твердо. - Какой второй звук? - «О». - Какой это звук? - Гласный. - Какого цвета возьмем смайлик? - Красный. - Почему? - Звук «О» гласный, воздух не встречает преграду на своем пути. - Назовите третий звук в слове. - «М». - Какой это звук? - Согласный, твердый, возьмем смайлик синего цвета.
Очень важно все действия проговаривать. Сначала просим ребенка повторять за вами. Затем ребенок проговаривает свои действия самостоятельно. Начинаем играть с короткими словами. Постепенно увеличиваем количество звуков в слове.
Я подготовила буклеты, где можно посмотреть варианты использования данного пособия в работе по решению задач образовательных областей.
Рефлексия
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске.
Благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы получили определённые представления об эффективности использования «Фонематических шахмат» в своей работе. И что наш мастер-класс вызвал интерес к данной теме.