Лучший педагог года

Мастер-класс «Использование дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Ольга Тутубалина
Мастер-класс «Использование дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Цель: предоставление педагогам ДОУ опыта использования дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР.

Задачи: познакомить с дидактическим пособием «Фонематические шахматы», научить применять полученные знания в практической деятельности, повысить уровень мастерства педагогов.

Публикация «Мастер-класс „Использование дидактического пособия „Фонематические шахматы“ в коррекционной работе с детьми с ТНР“» размещена в разделах

Оснащение: магнитная доска «Фонематические шахматы», карточки с буквами, специальные разноцветные смайлики.

План:

Организация педагогов

Введение в тему

Презентация опыта

Моделирование

Рефлексия

Ход мастер – класса

Организационный

- Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер класс хочу начать со стихотворения:

Игра - веселье, время провожденье -

Так склонны взрослые порой, увы, считать.

Но для детей весь смысл игры - ученье,

Как в этой жизни можно выживать.

Все, что в ребенка природа заложила,

Он учится использовать в игре;

Все, что дремало, набирает силу,

Готовясь к взрослой непростой поре.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой обучающий материал.

Введение в тему

Работая в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Мы открыли для себя такое дидактическое пособие как «Фонематические шахматы». Задачи, которого являются: развитие памяти, зрительного и слухового внимания, профилактика дисграфии и дислексии, развитие фонематического слуха, пространственной ориентировки на листе бумаги и развитие связной речи. Пособие представляет собой шахматное поле с шахматными клетками в виде цифрового ряда по горизонтали и буквенного ряда по вертикали, имеются 2 пустые горизонтальные строчки для составления слов, разноцветные смайлики, в виде красного и синего с зеленым для обозначения гласных и согласных звуков. К пособию прилагается методическое руководство по работе с детьми с играми от простого к сложному.

Презентация педагогического опыта

На начальном этапе знакомства детей с «Фонематическими шахматами» нами использовались такие, дидактические игры, как: «Какая буква живет в квадрате». Например, взрослый называет квадрат: "А3". А затем спрашивает: «Какая буква живет в этом квадратике?» дети должны ответить: «М» и так далее.

«Какая буква живет в моем квадрате? Найди такую же». Называется квадрат, например: А7. Ребенок говорит, какая буква в этом квадрате живет, находит среди магнитных карточек такую же и ставит её внизу на линеечку.

В процессе использования «Фонематических шахмат» мы разработали собственные дидактические игры по всем образовательным областям в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Например, для решения задач по социально-коммуникативному развитию мы играли с детьми в такие игры как: «Опасные предметы дома» цель, которой закрепить названия опасных предметов находящихся дома; «Профессии моей семьи» (развивать умение отгадывать профессии родителей); по познавательному развитию, играли в игры: «Какое время года?», «Части суток», «Полезно – вредно», «Угадай геометрическую фигуру», «Отгадай, что за растение».

Для решения задач по художественно-эстетическому развитию: «Вылепи задуманную букву», «Укрась букву» - развивать мелкую моторику; «Какая буква играет в прятки?», «Нарисуй букву» - учить запоминать графическое изображение букв; «Какой звук умеет петь, а у каких это не получается?» - для развития речевого дыхания. По физическому развитию, играли в такие игры как: «Сделай соответствующие движения на заданный звук» - выполнить соответствующее движение на определенный звук; «Какие буквы живут в столбике № 3….» - для проведения гимнастики для глаз; «Олины помощники» - отгадать названия частей тела и уточнить их назначение.

Все эти игры можно отнести и для решения задач по речевому развитию.

Моделирование

А сейчас я предлагаю нам немного поиграть.

Игра называется «КАКОЕ СЛОВО Я ЗАДУМАЛА? СКОЛЬКО В НЕМ СЛОГОВ?»

В этой игре взрослый называет ходы, предлагает ребенку найти магнитные карточки с соответствующими буквами и внизу составить слово. Например: Б1 - Б5 - Д7, - Какое слово получилось? - Ухо.

- Сколько звуков в этом слове? - Три. - Назовите первый звук. - У.

- Второй звук… - Х. - Третий… - О. - Сколько слогов в этом слове?

- Два.

Эта дидактическая игра направлена на развитие слоговой структуры слова.

Я предлагаю нам поиграть ещё в одну игру, которая называется «ШИФРОВЩИКИ».

Правила игры: взрослый называет ходы, так, чтобы получилось слово, дети говорят, какое слово получилось, выкладывают это слово на верхней полоске, а внизу шифруют слово разноцветными смайликами. Например: - Квадрат А3/ квадрат Д7/ квадрат Б5. Какое слово получилось? - Дом. - Выложите это слово буквами. В слове «дом» какой первый звук? Он твердый или мягкий? - Твердый. - Какого цвета смайлик мы возьмем? - Синего. - Почему? - В этом слове звук «Д» произносится твердо. - Какой второй звук? - «О». - Какой это звук? - Гласный. - Какого цвета возьмем смайлик? - Красный. - Почему? - Звук «О» гласный, воздух не встречает преграду на своем пути. - Назовите третий звук в слове. - «М». - Какой это звук? - Согласный, твердый, возьмем смайлик синего цвета.

Очень важно все действия проговаривать. Сначала просим ребенка повторять за вами. Затем ребенок проговаривает свои действия самостоятельно. Начинаем играть с короткими словами. Постепенно увеличиваем количество звуков в слове.

Я подготовила буклеты, где можно посмотреть варианты использования данного пособия в работе по решению задач образовательных областей.

Рефлексия

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске.

Благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы получили определённые представления об эффективности использования «Фонематических шахмат» в своей работе. И что наш мастер-класс вызвал интерес к данной теме.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьмиИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Опубликовано: 12 марта 2023 в 13:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тутубалина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД