Екатерина Попова
Мастер-класс «Инновационная форма организации образовательной деятельности детей — квест-технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработали:
Журавлёва Наталья Васильевна,
Исаева Валентина Александровна,
Попова Екатерина Викторовна.
Цель: формирование мотивационной готовности педагогов ДОУ к овладению квест-технологией.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с отличительными особенностями квест-игры.
2. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью стимулирования развития интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
3. Содействовать совершенствованию профессионального уровня педагогов.
Необходимое оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация.
Публикация «Мастер-класс „Инновационная форма организации образовательной деятельности детей — квест-технология“» размещена в разделах
План проведения мастер-класса
1. Квест-игра в деятельности дошкольников (презентация).
2. Работа с фокус-группой – 4-5 человек.
3. Работа со зрителями.
4. Рефлексия.
Ход мастер-класса.
1. Квест-игра в деятельности дошкольников (презентация).
(Слайд № 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на мастер-классе, посвященном использованию квест-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
(Слайд № 2) Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
(Слайд № 3) Квест-технология в последнее время всё чаще используется в целях нравственно-патриотического воспитания. Игра имеет большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте. Поэтому очень эффективно сочетать игру и патриотическое воспитание. Необходимо с детства учить молодое поколение относиться друг к другу и к своей стране, городу, краю с любовью и уважением, гордиться тем, что мы живём в России.
Что же такое квест?
«Квест» (quest) в переводе с английского — поиск.
(Слайд № 4) Квест как форма детского мероприятия — это командная игра-приключение с определённым сюжетом. Команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но отличительная особенность такой организации игровой деятельности в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к следующему. Задача — преодолеть все препятствия и достичь цели, например, раскопать клад, разгадать тайну, помочь какому-то герою.
(Слайд №5) Квесты помогают реализовать образовательные, развивающие, воспитательные задачи.
(Слайды № 6, 7, 8) Информация о вариантах, темах квестов, заданиях для квестов представлена на слайдах.
(Слайд № 9) Один из реализованных нами квестов по нравственно-патриотическому воспитанию называется «В поисках карты», проведён в рамках проекта «Прописаны навечно в Волгограде». Иностранные туристы попросили в письме детей найти в нашем детском саду карту Волгограда, чтобы отыскать улицу имени Чуйкова. Используя маршрутный лист, ребята ходили по разным помещениям детского сада и выполняли разные задания.
(Слайд № 10) Некоторые задания давали детям родители. Они тоже с удовольствием приняли участие в квест-игре.
В медицинском кабинете дети играли в авторскую дидактическую игру «Улицы Волгограда». Они выбирали картинки, изображающие достопримечательности разных улиц, названных в честь героев, и помещали эти картинки на соответствующие каждой улице карточки. В результате, на одной карточке были собраны картинки с достопримечательностями улицы имени Маршала Ф. И. Толбухина, на другой – картинки с историческими местами улицы Аллея Героев, на третьей – картинки с достопримечательностями улицы имени В. И. Чуйкова, на четвёртой – с памятными местами проспекта имени Маршала Г. К. Жукова.
В спортивном зале участники квеста угадывали героев Сталинградской битвы по описанию.
(Слайд № 11) В музыкальном зале ребята называли фамилии героев, изображённых на картинках, (Слайд № 12) в методическом кабинете составляли из букв названия улиц Волгограда, связанные со Сталинградской битвой. Это задание они нашли в продукте проекта – книге «Прописаны навечно в Волгограде» на странице, посвященной Михаилу Паникахе. Каждой букве соответствовала своя цифра. Расставив цифры по порядку, дети получали название улицы.
За правильно выполненные задания ребята получали конверт с буквой. (Слайд № 13) В конце игры они составили из этих букв слово «музей». Игроки догадались, что карта находится в музейной комнате детского сада «Родной Волгоград». В конце игры ребят ожидало угощение. Мы сделали игры, которые тоже могут стать заданиями для квестов: "Назови памятник", "Расшифруй донесение", "Собери картинку", "Составь слово".
2. Работа с фокус-группой.
Приглашаем желающих поиграть в квест-игру.
Нам пришло письмо. Угадайте, от кого оно.
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном –
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут…
(Незнайка)
(Слайд № 14) Незнайка весёлый или грустный?
(Незнайка грустный.)
Давайте узнаем из письма, почему он такой грустный. (Открываю конверт.) Оказывается, Незнайка хочет узнать все о Волгограде, о его достопримечательностях, но куда-то исчезли все книги. Может, виноват злой волшебник? Поможем Незнайке найти книги? Вам нужно выполнить разные задания. За каждое выполненное задание будете получать часть разрезной картинки в конверте, собрав в конце которую, догадаетесь, где находится книга.
(Слайд № 15 – для зрителей. Задачи квест-игры: закреплять знания о городе-герое Волгограде, его достопримечательностях; развивать сообразительность, мышление, умение ориентироваться в пространстве; воспитывать патриотические чувства.)
Первое задание мы найдем, если отгадаем загадку:
Не паровоз, не пароход,
А из трубы дым идёт,
Из бруса, деревянный,
Уютный, тёплый, славный!
(Дом.)
Давайте найдём этот дом (Находят дом с буквами и цифрами.)
1 задание: «Расшифруй слово».
(Слайд № 16 - для зрителей) Буквы расположены в алфавитном порядке. Каждой букве соответствует цифра от 1 до 33. Используя этот ключ шифра, прочитайте слово.
3 16 13 4 16 4 18 1 5
(Это слово – «Волгоград».)
Получаем часть разрезной картинки.
А теперь давайте найдём на этом доме подсказку к следующему заданию.
(На обратной стороне домика изображение фонарика.)
Значит, мы должны найти фонарик. Кто его видит? (Находят фонарик.)
(Рядом с фонариком лежит заламинированный лист бумаги.)
Как вы думаете, что нам надо сделать?
(Посветить фонариком на лист.)
2 задание.
Правильно. Следующее задание мы найдем, если посветим фонариком на этот лист бумаги. (Появляется изображение стула.) Значит, где мы будем искать следующее задание?
(Задание в файле прикреплено скотчем к одному из стульев в аудитории.)
(Слайд № 17) Здесь лежат картинки. Нужно выбрать картинки с изображением достопримечательностей Волгограда, наклеить на лист с надписью «Волгоград» и назвать эти достопримечательности.
(Пока фокус-группа работает, звучит песня о Волгограде «Город-сад» Валерия Турбина.)
Участники правильно выполнили задание. Они получают часть разрезной картинки.
На обратной стороне листа с заданием – подсказка к следующему заданию.
(Здесь изображение следов.)
3 задание.
(Слайды № 18, 19) От этого стула следы ведут к компьютеру. Следующее задание – интерактивная игра «Четвёртый лишний». Нужно убрать в каждой строке лишнюю картинку.
Кремль, Родина-мать, Зал Воинской Славы, дом Павлова.
Царь-колокол, Аллея Героев, здание вокзала, скульптура «Скорбь матери».
Зимний дворец, Набережная Волгограда, Мельница Гергардта, «Стены-руины».
Мосты Санкт-Петербурга, памятник «Стоять насмерть!», памятник М. Паникахе в Волгограде, музей-панорама «Сталинградская битва».
Получаем часть разрезной картинки.
4 задание.
(Слайд № 20) Посмотрите, на экране появилась картинка. Что это?
(Ребус)
Мы найдем следующее задание, если разгадаем ребус (Дверь).
Ищем следующее задание.
(Оно в пакете на ручке двери. Здесь карта Волгограда и цифры числа 18 на карточке.)
Нужно найти на карте достопримечательность Волгограда под номером 18 и назвать её. (Музей-панорама «Сталинградская битва»)
Получаем последнюю часть разрезной картинки. Теперь соберём всю картинку. (Собирают.).
Что на ней изображено? (Слайд № 21)
(Аллея Героев и Вечный огонь.)
Как вы думаете, где лежит книга о Волгограде?
(Находят книгу около макета обелиска с Вечным огнём.)
(Слайд № 22) Спасибо, что помогли Незнайке. Какое теперь у него настроение?
(Он весёлый, радостный.)
Незнайка передал вам медали со своим изображением и сладкий приз.
Может, вам какие-то задания показались трудными?
(Ответы)
А с чем вы легко справились?
(Ответы)
Спасибо фокус-группе за участие.
3. Работа со зрителями.
(В ходе квест-игры ведущий иногда обращается к зрителям, чтобы они тоже помогали фокус-группе. Некоторые задания появляются на слайдах, чтобы зрители их видели.)
4. Рефлексия. (Слайд № 23)
Мастер-класс полезен, все понятно!
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться,
Да, трудно все-таки учиться…
Вам нужно поставить галочку напротив той строчки, которая соответствует вашему впечатлению от мастер-класса.
Спасибо за внимание!