Диана Козлова
Мастер-класс «Импровизация» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Импровизация, как форма развития
детской инициативы и самостоятельности
в различных видах музыкальной деятельности
по пьесе Э. Мошковской «Как кувшин по воду ходил»
Чтобы сделаться смелей,
Нужно стать повеселей.
Чтобы стать повеселей,
Надо сделаться смелей.
В. Берестов
1 слайд
Здравствуйте! Хотим наш мастер-класс посвятить теме импровизации, поскольку
считаем, что именно эта деятельность, как никакая другая, передает творческую
индивидуальность исполнителя.
Публикация «Мастер-класс „Импровизация“ Видео» размещена в разделах
Существует мнение, что импровизация свойственна только одаренным людям. Так ли
это?
К старшему возрасту у всех детей есть достаточно опыта в наблюдениях за повадками
животных, птиц, насекомых и поведением людей. Поэтому импровизировать здесь и сейчас
уже представляется вполне возможным. Ребята уже приобрели навыки подражания,
звуковоспроизведения, элементарные навыки игры на инструментах, им есть из чего
создавать роли, передавать настроение, рассказывать о чувствах. Они сами могут придумать
мизансцены, простые музыкальные мелодии, ритмические рисунки. Правильное
чувствование роли рождает точные интонации. Движение и жест согласуются.
Истоки импровизации идут из семейного устного фольклора (сочинительство,
напевность и музыкальность исполнения). Имея в основе народные истоки, импровизация
предполагает свободу выражения внутреннего состояния, раскрепощение.
2 слайд
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в
организации и проведении импровизированного театра с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей:
ритмических, музыкальных, пластических.
- Передать и освоить форму «Пьеса-импровизация», способствующую развитию
музыкальных, творческих и коммуникативных способностей у детей.
- Учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности
(поза, жест, мимика, голос, движение) для развития творческой самостоятельности,
воображения, образного мышления, музыкального слуха, фантазии детей.
3 слайд
Предварительная работа: чтение с детьми пьесы Э. Мошковской «Как кувшин по
воду ходил», беседа, рассматривание иллюстраций к пьесе, изготовление совместно с детьми атрибутов, части декораций и афиши к пьесе и т. д.
4 слайд
Погружение в практику:
На примере пьесы Э. Мошковской «Как кувшин по воду ходил» мы с вами попробуем
один из видов импровизационной деятельности – актерская.
Приглашаю на импровизированную сцену следующих желающих попробовать себя в
роли актёра-импровизатора. Для более глубокого погружения в роль, я предложу каждому
исполнителю атрибуты. Ваша задача заключается в следующем: необходимо обыграть
предмет, который у вас есть, и использовать его в пристройке к своему партнёру для
построения мизансцены.
Далее я читаю сказку, актеры играют импровизированный спектакль, а на экране
демонстрируются иллюстрации к пьесе. Выход актеров сопровождается музыкальной
импровизацией.
5 слайд
Текст пьесы:
Ведущая: Пустой кувшин, расписной кувшин,
Кувшин большой за водой пошёл в понедельник.
танцевальная импровизация на р. н. т. «Ехал на ярмарку.»
Пошёл не на речку, пошёл недалечко.
Пошёл к овечке просить водички.
Сцена в доме овечки: овечка-хозяйка вяжет, рядом ягнята играют в футбол. Кувшин
подходит к овечке и просит налить ему воды:
Кувшин: Пожалей! Налей!
Ведущая: Овечка добрая была! Налила!
Овечка изображает, как льёт воду из ведра.
Кувшин под плясовую возвращается домой, овечка и ягнята прощаются с ним.
6 слайд
Ведущая: Пустой кувшин, расписной кувшин,
Кувшин большой за водой пошёл во вторник!
Пошёл не на речку, пошёл недалечко,
К синичке-птичке просить водички!
Кувшин исполняет танцевальную импровизацию на р. н. т. «Из-под дуба».
Сценка в доме у Синички на р. н. т. «Веснянка».
Кувшин: Пожалей! Налей! Да поскорей!
Ведущая: Синичка добрая была, поскорей налила!
Кувшин возвращается домой с водой. Синичка с ним прощается.
7 слайд
Ведущая: Пустой кувшин, расписной кувшин,
Кувшин большой за водой пошёл в среду!
Пошёл не на речку, пошёл недалечко,
Пошёл за калитку просить улитку.
Кувшин исполняет танцевальную импровизацию на р. н. т. «Полянка».
Сценка в доме Улитки на р. н. т. «Маланья».
Кувшин: Пожалей! Налей! Да полней, тётя!
Ведущая: Улитка добрая была!
Ведро взяла, подняла, налила.
Чуть не умерла!
Кувшин возвращается домой, Улитка прощается с ним.
8 слайд
Ведущая: Пустой кувшин, расписной кувшин,
Кувшин большой за водой пошёл в четверг!
Пошёл не на речку, пошёл недалечко,
Пошёл тут рядышком,
Пошёл к воробушкам
Просить-молить воды налить.
Кувшин идёт к воробушкам под р. н. т. «Научить ли тя, Ванюша».
Кувшин: Налейте, соседушки, налейте, воробушки!
Да не на донышко, а по самое горлышко!
Ведущая: Воробьи услыхали, повздыхали, сказали:
Воробьи: Чири, чичири - на, мол, бери!
Наливают в кувшин воду, Кувшин возвращается к себе, воробушки прощаются с ним.
9 слайд
Ведущая: пустой кувшин, расписной кувшин,
Кувшин большой за водой пошёл в пятницу!
Пошёл не на речку, пошёл недалечко,
Через дорогу пошёл, в берлогу
К соседям хмурым – медведям бурым!
Кувшин идёт под р. н. т. «Кувшин идёт за водой».
Кувшин: Пожалейте! Налейте!
Налейте воды напиться! А то могу разозлиться
Медведи (один говорит, другой выполняет):
Медведи спали, проснулись, встали!
Встали-ворчали, ворчали-бурчали!
Не отвечали, только рычали!
Потом замолчали. Потом зевнули.
Воды плеснули, снова уснули!
Кувшин возвращается, медведи уходят спать.
10 слайд
Кувшин: Пустой кувшин, расписной кувшин Кувшин.
Большой за водой не пошел в субботу.
Мылся в баньке, а потом баиньки.
11 слайд
Ведущая: Пустой кувшин, расписной кувшин,
Кувшин большой за водой пошёл в воскресенье!
Пошёл не на речку, пошёл недалечко!
Пошёл к соседке, соседке-наседке.
Наседка-соседка ушла к соседке,
Другой наседке, сидеть в беседке.
Кувшин идёт под р. н. т. «Как под яблоней»
Дома был Петух, он читал цыплятам вслух.
Кувшин: Пожалей! Налей! Да поскорей, летя!
Ведущая: И сказал Петух вдруг.
И сказал Петух:
Петух: Друг!
Ты бы сам, кукареку! Сам сходил бы на реку!
Ведущая: Пустой кувшин, расписной кувшин,Кувшин большой сказал с душой!
Кувшин: Мне, дружок, нужна вода,
Чтоб досталась без труда!
Петух: Без труда?
Кувшин: Без труда!
Петух: Вода?
Кувшин: Да!
Петух: Ну да-а-а.
Ведущая: Тут петух наш распушился!
Распету-распетушился!
Клюв крючком! Хохол торчком!
Кувшин – бочком, бочком, бочком.
Игровая импровизация «петух распетушился».
Кувшин – расписная рубаха
Покатился к реке со страха!
Покатился, покатился,
До реки не докатился.
Как до речки до реки
Докатились черепки! Кикиреки!
Кувшин убегает из зала, выкатывается шапка кувшина. Выбегает Петух и кричит:
Петух: Ку-ка-ре-ку!
12 слайд
Подведение и обсуждение итогов:
Подведем итоги. Попробуйте дать определение слову «импровизация». Импровизация
– это творчество:
- Творчество вызывает проявление фантазии, воображение;
- Вызывает желание сделать что-то новое или что-то по-своему.
Импровизация в танце, музыке, игре на инструментах предполагает признание
одинаковой значимости заранее оформленных замыслов, опыта и сиюминутных импульсов
посредством движений, речи, музицирования.
Главной задачей для педагога в работе импровизационным методом будет
психоэмоционально подготовить ребенка к импровизации. Сформировать желание, арсенал приемов и действий, которые будут использоваться ребенком во время импровизации.
Главное условие – это психологический комфорт, позволяющий спонтанно выразить
свои чувства, эмоции. Снять «зажатость» ребенка. Педагог восхищается первыми его
самостоятельными проявлениями. Анализируя импровизацию как мощное терапевтическое
средство А. Гришон утверждает: «Импровизация - возможность быть любым».
13 слайд
И хотелось бы добавить: «Творческая деятельность дает уникальную возможность
превратить пассивного ребенка-созерцателя в активную личность».
Я предлагаю вам поучаствовать в музыкальной импровизации под русскую народную
мелодию «Вишня».
Список литературы:
1. Арисменди, А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание / А. Л. Арисменди. – М. ,
1994.
2. Брязгун А. Ф. Сказка в гости к нами пришла. – СПб. : Детство-Пресс, 2015.
3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугтна. – М., 1968.
4. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников /
Н. Г. Кононова. – М., 1982.
5. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах. – М., 1990.
6. Маханева М. Д., Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. – СПб. : Детство-Пресс, 2016.
7. Методика музыкального воспитания в детском саду Издание второе,
исправленное и дополненное / под редакцией Н. А. Ветлугиной. – М., 1982.
8. Науменко, Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. – М., 2000.
9. Скопинцева, О. А. Развитие музыкально-художественного творчества старших
дошкольников: рекомендации, конспекты занятий / О. А. Скопинцева; под ред. Г. В. Стюхина.
– Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.
10. Царенко, Л. От потешек к Пушкинскому балу. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
11. Цыпина, Г. М. психология музыкальной деятельности: теория и практика /
Г. М. Цыпина. – М., 2003