ЕЛЕНА ЗАМОЖНЯЯ
Мастер-класс «Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности старших дошкольников.»
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
Публикация «Мастер-класс „Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя (Н. Н. Поддьяков).
Опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшего возраста.
В какой деятельности могут осуществляться опыты и эксперименты в детском саду?
Экспериментирование в свободной деятельности.
Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:
-наборы для опытов с инструкциями-картинками;
-игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
-измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
-инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
-другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
-писчие принадлежности для фиксации результатов.
Экспериментирование в организованной деятельности.
В ней запланировано изучение с помощью опытов:
• свойств песка, глины и камня;
• свойств воды в ее различных состояниях;
• температуры.
В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.
В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану: постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
• выдвижение детьми предположений;
• проверка гипотез;
• фиксация результатов и подведение итогов;
• обсуждение работы.
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.
Приглашение в лабораторию.
-Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение, возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи, почувствуйте тепло товарища (психогимнастика).
Итак, я приглашаю вас в лабораторию. Давайте представим, что вы юные научные работники. Вы мне доверяете, быть старшим лаборантом? Да? Спасибо. Перед тем, как приступить к опытам, нам нужно одеть специальную форму (надеть форму на детей).
Волшебное сито
Задачи: познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность.
Материалы: совки, различные сито, ведерки, миски, манная крупа и рис, песок, мелкие камешки.
Описание. Воспитатель рассказывает детям, что по пути в детский сад встретила Красную Шапочку, которая рассказала, что собирается в гости к бабушке — отнести манную и рисовую крупы для каши. Но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и вся крупа перемешалась. (показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?
• Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежит сито? Для чего необходимо сито? Как этим пользоваться? Просеивают через сито манную и рисовую крупы. Что из сита сыпется в миску? Рассматривают очищенную манку.
• Найдем вещества у нас в лаборатории, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков, отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось. Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки?
По следам Шерлока Холмса
- Для того чтобы найти человека по его отпечаткам пальцев используется такой метод, как дактилоскопия.
- Основанием для этого является уникальный рисунок на коже рук, который никогда не повторяется у другого человека. Дактилоскопия — широко применяется в криминалистике. В России она применяется с 1906 года. Известно, что идея об отпечатках пальцев существовала в Китае и Японии ещё в VII в. н. э.
Для этого надо взять карандаш и измельчить его грифель ножом. Натереть готовым порошком палец, прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора вашего пальца. Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря грифелю она делает отпечаток видимым. Вот и дактилоскопия.
Свойства магнита.
Ребята, расскажите мне, какие вы знаете металлы.
Дети: (железо, золото, свинец, алюминий) Кто ещё знает?
-Много на свете разных металлов. Вы их назвали правильно. Какое свойство металла вы знаете?
Дети: (тяжёлый, прочный, твёрдый, не бьётся, не режется, не ломается,
- А есть металл, который притягивает разные предметы? Как он называется? (магнит). Все ли предметы притягивает магнит?
(да, нет, не знаем)
- Чтобы это узнать, нужно проверить всё на опыте, возьмите магнит и поднесите его к предметам в тарелочке.
Какой предмет притянул магнит у тебя, Миша? (гвоздь). А у тебя Лена? а у тебя? Что можно сказать про эти предметы? (Из какого материала сделаны эти предметы)
Дети: (они все из металла).
- А знаете, все эти предметы ещё называют, магнетические. Все магнетические предметы положите в пустую корзинку, (кладут).
-Какие предметы мы положили в корзинку? (магнетические).
- Я довольна вами, вы меня порадовали своими знаниями. А сейчас мы поиграем, ловкий кто из вас узнаем.
Физминутка: «В лесу».
-Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнул - ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем - это к нам птицы летят, где они сядут, тоже покажем, руки - согнули назад.
-Дети, посмотрите,что лежит на столе? Это же письмо (читаю). У Иванушки беда, томится его Василисушка в царстве Кощея Бессмертного. Хочет он вызволить её из плена, но чтобы биться с Кощеем, нужен ему меч – кладенец. А лежит тот меч на дне колодца. Как же мне достать оттуда меч, ведь колодец глубокий и до самых краёв наполнен водой?
-Ребята как можно помочь Иванушке? (вычерпать ведром воду достать, выкачать)
-Может нам магнит помочь? (да, давайте попробуем). Но колодец глубокий, а магнит маленький, как же достать с его помощью меч со дна?
Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к магниту и опустить в колодец.
-А сейчас я вам задам задание сложнее, как достать меч так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как это сделать? ( ответы: попробовать приложить магнит к стеклу, проводят опыт).
-Ребята, что интересного и нового вы узнали о магните?
(магнит может притягивать металлические предметы через стекло, воду, в воздухе).
Какое задание вам показалось трудным? (Достать меч). А какое задание лёгкое?
-Вы сегодня были настоящими исследователями. Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями вы поделитесь, расскажите, что интересного узнали о магните, других предметах (стекло, дерево, пластмасса).
Рефлексия: волшебник.
Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…
Исправил….
Сделал….
Добавил….
Похвалил….