Елена Непомнящая
Мастер-класс для педагогов «Игры-упражнения для развития речевого дыхания!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: ознакомить с играми-упражнениями для развития речевого дыхания.
Задачи:
1. Познакомить с правилами правильного речевого вдоха и выдоха.
2. Продемонстрировать дыхательные игры-упражнения для развития правильного речевого дыхания.
Методы и приё мы: словесный, наглядный, практический – выполнение упражнений.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игры-упражнения для развития речевого дыхания!“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2021
Оборудование: таз с водой, бумажный кораблик с парусом, листики бумаги, листья деревьев (можно нарисованные, нитки. Пластиковые бутылки или пластиковые стаканчики, пенопластовые шарики.
Овощи: чеснок, лук, огурец, укроп.
Трубочки для сока, карамельные конфеты.
Ход мастер-класса
Педагог : Здравствуйте, уважаемы коллеги! Меня зовут Непомнящая Елена Валерьевна. Я работаю учителем-логопедом в Вознесенской СОШ в отделении дошкольного образования.
- Уважаемые коллеги возьмите, пожалуйста, карамельные конфеты и положите их себе за щёку.
- Назовите, пожалуйста, своё имя, фамилию.
- Скажите, Вам легко было говорить? Какие вы испытывали трудности?
В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость. четкого соблюдения пауз и интонационной выразительности. Много раз приходилось слышать, как малыш разговаривает взахлеб. Непонятны слова, окончания проглатываются.
Детям не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. Ребенку недостаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.
Проблема развития речи и речевого дыхания у маленьких детей в наши дни очень актуальна.
Сегодня я хочу вам продемонстрировать несколько дыхательных игр-упражнений для развития правильного речевого дыхания, которые используем совместно с воспитателями на занятиях.
Для того чтобы выполнять с детьми игры – упражнения на дыхание на первоначальном этапе необходимо научить правильно дышать, сформировать правильный вдох и сильный плавный ротовой выдох.
Давайте попробуем сделать правильный ротовой вдох и выдох:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
подышали, сделали упражнения 3 раза.
Дышать просто так детям не интересно, поэтому я использую специальные игры на дыхание.
Цель игр: развитие правильного вдоха и сильного плавного направленного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Игра «Плыви кораблик!» Дети встают вокруг стола, опускают в воду бумажные кораблики. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребенка. По команде логопеда дети дуют на парус кораблика контролируя воздушную струю. Кораблик начинает двигаться.
Можно так же добавить к игре еще одно упражнение: «Гудок». На одном выдохе усилие и ослабление звука (гудок приближается и удаляется) м-м-М-М-м-м.
Игра «Вьюга!» 1 Вариант игры : дети берут пластиковые бутылочки с наполненными бумажными мелко нарезанными листиками или пенопластовыми шариками дуют через трубочки для сока. В бутылке создается эффект пурги, вьюги.
2 Вариант игры : дети подходят к столу, берут трубочки для сока и по команде логопеда дети дуют на листочки. Так же для разнообразия игры можно добавлять команды: сдуй листочки со стола, сдуй с кончика языка бумажку, Сдуй с ладошки бумажки.
Игра «Осенние листочки». На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках сухие разноцветные листочки деревьев. Рассматриваем их, на-зываем, определяем цвет. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щеки.
Игра «Узнай овощ». Перед проведением данной игры упражнение нужно узнать у родителей наличие аллергий у детей. На столе перед детьми блюдо с овощами: чесноком; луком; огурцом; укропом. Дети рассматривают овощи, называют их. Логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем всем по очереди завязывают глаза; ребенок должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Предварительно им показывают, как правильно делается длинный глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч. Овощи можно заметить фруктами.
Требования к проведению игр-упражнений.
При проведении игр, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени, обязательно чередовать с другими упражнениями.
Во время проведения описанных в мастер-классе игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Спасибо за внимание!