Оксана Шнайдер
Мастер-класс «Игры с водой для детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день! Уважаемые коллеги.
Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными играми «Игры с водой»
Цель: Развитие мелкой и общей моторики рук у детей, младшего дошкольного возраста по средствам игр с водой.
Задачи:
1. Способствовать физическому развитию ребенка.
2. Развитие мелкой и общей моторики рук, зрительной координации;
3. Познакомить детей с особенностями окружающей среды, в игровой форме изучаем свойства воды.
4. Обогащать словарный запас.
Публикация «Мастер-класс „Игры с водой для детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
5. Способствовать у детей снятию напряжения, негативных эмоций.
6. Развитие тактильной чувствительности и ловкости.
7. Содействовать формированию первичных навыков здорового образа жизни, закаливанию.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Педагогу необходимо помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными способами игры.
За все время работы, я открыла для себя много возможностей и способов работы с детьми младшего возраста. Задача моей работы заключается в том, дать возможность ребенку пофантазировать, играя, реализовать свои внутренние желания и потребности. Очень благодатной почвой для реализации данной задачи, является работа с водой.
Игра с водой - одна из любимых забав моих детей. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.
Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду при помощи различных игр, в том числе и с водой.
Особое значение использования воды в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду
Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся. А разве пройдет малыш равнодушно мимо фонтана или лужи!
Игры с водой вызывают у детей раннего возраста столько положительных эмоций. Например, стоит во время утреннего приема сказать плачущему малышу: «Не плачь, пойдем лучше с водичкой поиграем», слез как не бывало, бежит в группу, забыв даже попрощаться с мамой.
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Первые игры с водой ребёнок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, мы одновременно решаем много разных задач.
- Чему способствуют игры с водой? (ответы педагогов).
Итак, игры с водой :
• Способствуют физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию).
• Знакомим ребёнка с окружающим миром ( знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).
• Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т. д.
• Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
• Способствуют расширению и обогащению словаря детей.
Игры с водой делают жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. Каждый ребенок с удовольствием принимает в них участие.
Чтобы организовать игры с водой нужно :
• Установить ёмкость с водой на устойчивый столик. К ёмкости должен быть свободный доступ.
• Верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка.
• Уровень воды должен быть не более 7 см.
• Перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартучек.
• Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха, предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки, разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой :
играть дружно, не мешая другим;
не отбирать игрушки;
аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;
учить бережно относиться к воде;
не выливать воду на детей и пол.
Игры с водой можно разделить на две группы:
на контактные;
на игры с предметами – орудиями.
Контактные игры с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу. Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.
Контактные игры с водой целесообразно проводить с детьми в адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.
Например, игры : «Здравствуй, водичка!»; «Теплая - холодная»; «Пена»; «Кто самый сильный?»; «Клад на дне моря» и т. д.
Игры с предметами-орудиями - это игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т. д.
Действия с предметами – это не только увлекательное занятие для малыша, но и движущая сила его развития.
Например, игры : «Ловись, рыбка!»; «Вылови шарик сачком»; «Мельница»; «Перелей ложкой» и т. д.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми.
Раз, два, три четыре, пять!
С водичкой будем мы играть!
Сначала мы сделаем массаж пальчиков и ладошек:
1. Упражнение «Здравствуй, водичка».
Цель: создание позитивного настроения.
Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая.
давайте с ней поздороваемся.
Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. Правой ладошкой, левой ладошкой. Приговаривают: «Здравствуй, водичка!» Погладьте водичку.
А теперь давайте поздороваемся пальчиками. Приговаривают: «Здравствуй, водичка!
Сжимание кулачков в воде с напряжением и поочерёдно.
Потереть в воде пальчики поочерёдно словно перетирать (указательными, средними, безымянными, мизинчиками).
Пальцы бегут по воде, шагают.
-Вот бегут босые ножки,
-Прямо по дорожке.
«Вылови шарик сачком»
Оборудование: пластмассовые шарики, емкость для воды, ложка, шумовка
пустая форма для шариков.
Ребенок при помощи ложки или шумовки достает из воды шарики и кладёт их в пустую форму для шариков.
«Выжми губку»
Оборудование: губка поролоновая, емкость с водой и без воды, спринцовка.
Одну емкость заполнить водой, другая пустая. Показать ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Если ребенок будет легко справляться, можно попробовать со спринцовкой.
«Варим суп»
Оборудование: емкость с водой, горох (или другая крупа, пустая емкость, сито.
Высыпать крупу в емкость с водой, перемешать ее руками (помыть, затем с помощью сита достать из воды и переложить в чистую емкость.
«Прелей воду»
Оборудование: бутылка, воронка, ковш, емкость для воды.
Предложить ребенку перелить воду в бутылку через воронку, подведя к итогу, что через воронку вода переливается аккуратно, не разливаясь.
«Играем с пипеткой»
Оборудование: ёмкость для воды, пипетка, различные формочки, краска.
Еще одна простая игрушка, которая всегда есть под рукой и которая способна надолго завладеть детским вниманием, — это пипетка. Если ваш малыш еще не знаком с этим приспособлением, то начать лучше с более крупных груш и дозаторов, и при этом просто переливать воду из одной посуды в другую. Ну а когда ребенок уже уловит последовательность действий (нажать – опустить пипетку в воду – разжать пальцы и т. д., то можно уже и задачки посложнее предлагать. Например, разлить водичку по ячейкам при помощи маленькой пипетки.
В качестве ячеек идеально подходят детали лего или мини-коврики для купания. Водичку для этого развивающего занятия желательно подкрасить гуашью, так будет виднее, какие ячейки уже заполнены, а какие еще нет.
Для тех, кто уже совсем хорошо освоился, можно предложить продвинутый вариант – чередовать цвет водички при заполнении рядов ячеек.