Татьяна Васильевна Ивашина
Мастер-класс «Игровые технологии развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие навыков пространственной ориентации актуально не только для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, но и для детей с нормальным развитием.
Важность своевременного развития пространственных представлений у детей и умения ориентироваться в предметно-пространственной среде рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах.
Публикация «Мастер-класс „Игровые технологии развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной активности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей. Формирование пространственных представлений у ребенка повышает эффективность и качество его деятельности (продуктивной, творческой, познавательной, трудовой).
Математический аспект связан с развитием у детей способности овладевать различными способами пространственной ориентации ("по схеме тела", "по схеме предметов", в направлениях пространства "от себя" и со сменой точки отсчета, которые служит основой для успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.
Целью работы в этом направлении является развитие ориентировки в микро- и макропространстве, что решается с помощью заданий:
1. Обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела, ориентация в окружающем пространстве "от себя"; "от другого человека"; 2. Формирование навыков полисенсорного восприятия объектов, умения анализировать информацию, полученную с помощью зрения и запоминающих анализаторов, применять в практической направленности;
3. Обучение моделированию предметно-пространственных структур, помещений детского сада, сюжета, чтению их схем; самостоятельное составление схем;
4. Формирование у детей прочной связи между словами, обозначающими пространственные особенности предметов, и их сенсорным восприятием.
Этапы работы по формированию пространственных ориентировок.
- I этап: формирование пространственных представлений с точки отсчета "от себя" : слева, справа, сверху, снизу, спереди, сзади
- II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета "от объекта", "от другого человека"
- III этап. Формирование у детей умений определять положение одного предмета по отношению к другому с помощью слова.
- Этап IV. Формирование навыков навигации в трехмерном пространстве в движении.
- Этап V. Формирование навыков навигации на плоскости (ориентирование на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).
Давайте вспомним, что такое игровая педагогическая технология (организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.)
Это последовательная деятельность педагога по:
- подбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведение итогов игровой деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии включают в себя :
Игровая форма совместной деятельности с детьми создается с использованием игровых приемов и ситуаций, которые выступают средством поощрения и стимулирования ребенка к активности.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности: дидактическая цель ставится в виде игрового задания, учебная деятельность подчиняется правилам игры; в качестве ее средства используется учебный материал; успешное выполнение дидактического задания связано с результатом игры.
Игровые технологии охватывают определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом и характером.
Игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знаний из образовательной области, последовательно включаются в игровую технологию. Но в то же время игровой материал должен активизировать учебный процесс и повышать эффективность усвоения учебного материала.
Основной целью игровых технологий является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи игровых технологий :
Добиться высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
Выбирать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее эффективность.
Но, как и любая педагогическая технология, игровая технология также должна отвечать следующим требованиям:
Технологическая схема - это описание технологического процесса, разделенного на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
Научная база основана на определенной научной концепции достижения образовательных целей.
Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей и целостностью.
Управляемость - предполагает возможность постановки целей, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования инструментов и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность - должна обеспечивать достижение определенного уровня обучения, быть эффективной с точки зрения результатов и рентабельной.
Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.
Игровые технологии тесно связаны со всеми аспектами воспитательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии дают ребенку : возможность "примерить на себя" наиболее важные социальные роли; быть лично вовлеченным в изучаемое явление (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); пожить некоторое время в "реальных жизненных условиях".
Важность игровых технологий заключается не в том, что это развлечение и отдых, а в том, что при правильном руководстве они становятся: способом обучения; деятельностью для реализации творческих способностей; методом терапии; первым шагом в социализации ребенка в обществе.
Образовательная и воспитательная ценность игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессиональных навыков педагога в организации и ведении различных видов игр;
- учета возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность как самостоятельная технология может использоваться: для освоения темы или содержания изучаемого материала; как занятие или его часть (введение, объяснение, закрепление, упражнение, контроль); как часть образовательной программы, формируемой командой ДОУ.
Игра, как правило, является собственной инициативой детей, поэтому руководство педагога по организации игровой технологии должно соответствовать предъявляемым требованиям :
- выбор игры зависит от образовательных задач, требующих их решения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровым заданием - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые).;
- игровое предложение - создается игровая задача, для решения которой предлагаются различные игровые задания : правила и приемы действий);
- объяснение игры - кратко, доходчиво, только после того, как у детей возникнет интерес к игре
- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом;
- организация игры в команде - игровые задания сформулированы таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские способности. Дети могут действовать индивидуально, парами или командами, коллективно, в зависимости от хода игры.
- развитие игровой ситуации основывается на следующих принципах: отсутствие принуждения в любой форме при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь между игровой и неигровой деятельностью;
- завершение игры - анализ результатов должен быть направлен на практическое применение в реальной жизни.
Главной особенностью педагогической игры в игровых технологиях является четко определенная цель обучения и соответствующие педагогические результаты, характеризующиеся образовательно-познавательной направленностью.
Виды развивающих игр очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности - двигательная, интеллектуальная, психологическая и т. д. ;
По характеру педагогического процесса - воспитательные, тренинговые, контролирующие, познавательные, воспитательно-развивающие, диагностические.
По характеру игровой методики - игры с правилами; игры, правила которых устанавливаются в ходе игры; игры, где одна часть правил задается условиями игры и устанавливается в зависимости от ее хода.
По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
Для игрового оборудования - настольного, компьютерного, театрального, сюжетно-ролевого, режиссерского и т. д.
Для каждой возрастной группы определены задания на развитие ориентировки в пространстве.
дошкольный возраст (3-4 года). Ориентировка в пространстве :
- помогает ориентироваться в расположении частей вашего тела (головы, ног, глаз, ушей, спины и т. д.)
-в соответствии с ними различайте от себя пространственные направления : спереди – сзади (behind, сверху – снизу, справа (right) – слева (left).
дошкольный возраст (от 4-5 лет)
Задачи по ориентированию в пространстве усложняются :
-дети не только учатся определять направление от себя, но и двигаться в этом направлении;
- обозначать словами положение предметов по отношению друг к другу (передо мной стол, справа от меня дверь, слева окно, игрушки на полках позади);
- начинается знакомство с пространственными отношениями : далеко – близко (дом рядом, а береза растет далеко).
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве :
- Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками, указывающими направление движения (вперед, назад, вправо, влево и т. д.).
-Ориентация в пространстве помогает определить свое местоположение среди окружающих людей и предметов
Подготовительный дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)
-Ориентация в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, классная доска, страница тетради, книги и т. д.);
-объекты и их изображения, расположенные в указанном направлении, отражают в речи их пространственное расположение (слева, справа, сверху, снизу, левее, справа справа, над, под, в верхнем левом (нижнем правом правом) углу, спереди, сзади, между, рядом и т. д.).
-Ознакомление с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие умения моделировать пространственные взаимосвязи между объектами в виде рисунка, плана, диаграммы.
В нашем детском саду в коррекционно-педагогической работе эффективно используются компьютерные программы: "Цветочек", "Кодирование", "Блейд", "Дискотека", "Чибис", "Релакс".
Использование компьютерных программ позволяет успешно развивать не только зрительные функции ребенка, но и ориентацию в пространстве. Интерактивный характер упражнений и наличие обратной связи превращает процесс обучения в увлекательную игру, что значительно повышает интерес ребенка. Результаты тренировок сохраняются в памяти компьютера, что позволяет отслеживать динамику развития. Программы позволяют индивидуально подобрать доступный уровень сложности для каждого ребенка, что гарантирует ребенку успех, повышает его самооценку и вызывает желание играть и тренироваться.
Пространственное восприятие, умение ориентироваться в пространстве
это развивается в играх "Лабиринт", "Твистер"
"Смотри, не ошибись"
"Найди по адресу
"Строители"
"Построй по образцу"
Игры на восприятие и воспроизведение сложных форм.
- Мозаика Lego,
- Геометрическая мозаика
- Магический квадрат
- Счетные палочки,
- Разделенные картинки.
Известно, что ни одна образовательная задача не может быть успешно решена без плодотворного общения с семьей.
Чтобы повысить компетентность родителей в этом вопросе, я проводила консультации, разрабатывала памятки и буклеты.
Для реализации этого направления я использую методическую литературу Е. Подколзиной, Н. Нагаевой и др.
Чтобы оценить результаты освоения раздела по развитию ориентировки в пространстве, я провожу диагностику по разработанным критериям (таблица)
Я рассказываю о своем опыте работы в дошкольном учреждении на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях, городских методических объединениях учителей-дефектологов, на сайте дошкольного учреждения и образовательных интернет-порталах.
Физкультминутка.
Практическая часть:
Сегодня я предлагаю вам ознакомиться с нашим игровым материалом.
Как известно, в формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве принимают участие различные анализаторы. Среди них кинестетический, зрительный, слуховой, тактильный и обонятельный.
Таким образом, вашему вниманию будет представлен комплекс упражнений, который направлен на развитие пространственной ориентации с использованием различных анализаторных систем.
1. Я предлагаю вам игру "Рыбки" - для развития навыков ориентации в пространстве, закрепления названий цветов, знания геометрических фигур.
- Есть желающие? (4 человека).
Перед началом каждой игры создается мотивация или проблемная ситуация: "Смотрите, наши рыбки запутались, потерялись и не знают, куда и в каком направлении плыть. Будь осторожен. В верхнем ряду необходимо указать путь к синей рыбке, в среднем ряду., в нижнем ряду к рыбкам. Давайте устроим игру на скорость, кто быстрее поможет рыбке?
2. Следующая игра - "Прозрачный квадрат". Я приглашаю желающих (4 человека).
"Скажите, пожалуйста, вы были в нашем парке? Парк с каждым днем становится все красивее, в нем много игровых площадок и тренажеров. Вы бы хотели, чтобы парк был украшен фигурками, которые вы сделали? Рисовальщик сделал наброски, а вы попробуйте по ним сделать фигурки.
3. Представляем вашему вниманию ландшафтный стол.
Приглашаю желающих (4 человека).
"Вы любите гулять на свежем воздухе? Значит, наши ребята тоже любят гулять. Но сегодня мы не просто погуляем, мы проведем экскурсию по городу. Скажите, пожалуйста, что находится справа от вас? Что слева? Что находится далеко? Что находится рядом?"
А теперь я предлагаю вам разбиться на пары: учитель и ребенок.
Учитель дает указания ребенку, что ему нужно сделать.
"Назовите соседей", "Поставьте дерево на стол справа", "С какой стороны пруд". "Какие игрушки поменялись местами?", "Что изменилось?" "Ближе – дальше".
4. Сегодня мы представим вам наш опыт работы с игровым пособием Grid и покажем, как можно использовать этот игровой атрибут для игр с целью развития пространственного восприятия. Игровой тренажер Grid может быть представлен в различных вариантах, является многофункциональным и способствует всестороннему развитию дошкольников.
- Как вы думаете, на что направлена эта игра?
-Какие функции формируются у детей с помощью этой игры?
Игра направлена на развитие пространственных представлений у детей посредством игровой деятельности :
- формирование, развитие, закрепление пространственных представлений;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие внимания, произвольности и воображения;
- закрепление сенсорных стандартов, навыков классификации и обобщения;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие речи.
Есть ли кто-нибудь, кто хочет поучаствовать?
"Ребята повесили на дерево кормушку для птиц, и к ней начали слетаться птицы. Давайте разместим птиц вокруг кормушки. Справа от кормушки разместите 3 синиц. Над кормушкой расположились 2 снегиря. Слева от кормушки находится 1 синица. Мы поместим под кормушку 2 синиц и 2 снегирей. "
Я предлагаю другой вариант игры, нам понадобятся 2 участника.
Один участник наденет повязку на глаза и будет следовать инструкциям второго. Я буду использовать лазерный фонарик, чтобы указать место, куда поместить картинку. Участник с открытыми глазами будет давать инструкции для выполнения, например: "Сделайте 1 шаг влево, поднимите руку вверх, приложите ее к правой. ".
Сегодня мы организовали для вас выставку игр и пособий по игре, которые используются воспитателями в группах (показ игр).
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям расслабиться, обрести уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным жизненным условиям, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Отражение
Дорогие учителя, я думаю, что сегодня вы узнали для себя что-то новое или вспомнили забытое старое.
Я надеюсь, что буклеты послужат для вас своеобразной шпаргалкой при планировании игр на ориентацию в пространстве в разных возрастных группах.
А теперь я предлагаю вам сделать выбор и прикрепить осенние листья:
- на дереве, если вы собираетесь использовать игры, которые мы вам предложили, в работе с детьми;
- под деревом, если вы собираетесь отложить информацию для размышления;
- оставьте листья в корзине, если вам было неинтересно.
Список литературы:
1. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду с детьми с нарушениями зрения: методическое пособие. - М. : Экзамен, 2006.
2. Нагаева Т. И. Развитие пространственной ориентации. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2008.
3. Подколзина Е. Н. Пространственная ориентация дошкольников с нарушениями зрения, Линка Пресс, 2009