Елена Кудрявцева
Игровые приемы при логопедическом массаже и самомассаже детей с дизартричеким компонентом. Массаж ложками и зубными щетками
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический массаж ложками и зубными щетками
Уважаемые коллеги! Я – Кудрявцева Елена Геннадьевна – учитель-логопед, имею 1 квалификационную категорию, стаж работы в данной профессии 9 лет,педагогический стаж 18 лет.
Сегодня хочу представить вашему вниманию работу по использованию игровых приемов при проведении логопедического массажа и самомассажа у детей с дизартрическим компонентом. Особенно подробно мы остановимся на самомассаже ложками и логопедическом массаже зубными щетками.
Темочки:
- Дизартрия
- Зубная щетка. Все о зубной щетке для детей
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Слайд 2. Логопедический массаж и самомассаж является одним из наиболее действенных способов коррекции нарушений речи. Не только действенным, но и древним - массаж известен уже не одно тысячелетие. С древних времен массаж являлся частью врачебного искусства. Но только в конце 19 века массажем серьезно заинтересовалась наука. Были разработаны многие методики лечебного, спортивного, косметического и оздоровительного массажа. В логопедической практике массаж - часть комплексной работы по коррекции нарушений речи. По словам профессора Бориса Романовича Яременко - массаж ускоряет обратное развитие речевого нарушения в 4-5 раз! (Б. Р. Яременко — доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и школьной гигиены Ленинградского государственного областного университета, детский невролог, автор книги «Минимальные дисфункции головного мозга у детей»)
Слайд 3. Одна из задач ФГОС ДО «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155). Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни. Логопедический массаж и самомассаж, являясь одной из здоровьесберегающих технологий, оказывает положительное анатомо-физиологическое действие. В чем вы можете убедиться на данном слайде.
Слайд 4. Основной целью логопедического массажа и самомассажа является нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры. Отличительная особенность применения игровых приемов при проведении логопедического массажа и самомассажа у детей с дизартричеким компонентом заключается в том, что данные приемы просты в применении, не требуют специальной подготовки.
Слайд 5. Основные задачи логопедического массажа и самомассажа представлены перед вами.
Слайд 6. Виды и приемы логопедического массажа и самомассажа, представленные на слайде, варьируются логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, характера нарушений речи и прочих показателей. Но при проведении любого вида логопедического массажа и самомассажа важно учитывать главное правило игрового массажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания.
И помните, любая привычка вырабатывается в течение 21 дня. Если постоянно делать массаж в течение этого времени, у ребенка появится устойчивая потребность в выполнении этого оздоровительного приема.
Слайд 7. Выполнять логопедический массаж и самомассаж можно как на занятиях логопеда, в режимных моментах в группе, так и дома с мамой. А массаж ложками и зубными щетками - один из новых методов логопедического массажа.
Слайд 8. Существует ряд противопоказаний к назначению логопедического массажа, которые вам наглядно представлены. Но важно отметить, что перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.
Слайд 9. Общие рекомендации к проведению
логопедического массажа и самомассажа представлены перед вами.
Слайды 10-13.
Слайд 10.
Самомассаж ложками имеет определенные преимущества:
Ложка есть в каждом доме;
С ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды);
Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца;
Массаж ложками легко освоить родителям и применять в домашних условия;
Делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилением и никогда не сделает самому себе больно
Слайд 11. Выбрать ложку можно любую (кофейную, столовую, десертную). Материал ложки, как правило, не имеет значения. Важно, чтобы хорошо мылась, обрабатывалась. Для выполнения упражнений нужны две ложки.
Слайд 12. Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта.
Слайд 13. Работу начинаем со знакомства с историей появления ложки, способах ее изготовления, закрепляем части ложки и виды ложек. Про ложки сложилось много пословиц, поговорок и примет, которые можно использовать как в воспитательных целях, так и для развития речи детей. Упражнения выполняются под чтение стихов. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются одним из способов коррекции нарушений слоговой структуры.
Перед выполнением массажа ложки каждый раз нужно мыть и класть в кружку вверх ручкой. Дети перед занятием должны вымыть руки. Каждый ребенок вынимает по 2 ложки за кончики ручек и берет по ложке в каждую руку.
Мастер-класс самомассаж ложками
Уважаемые участники мастер-класса. Обратите, пожалуйста, внимание на ваши программки. Приглашаются шесть участников мастер-класса, у которых на программке есть изображение ложки. Я попрошу вас сесть за столы так, чтобы все происходящее было видно нашим зрителям.
Для начала продолжите, пожалуйста, пословицу:
- Работник с сошкой, а лодырь …. с ложкой.
- Дорога ложка к ….обеду
- Ложка дегтя испортит …. бочку меда.
Трое участников мастер-класса справа от меня сегодня будут в роли актеров. Возьмите, пожалуйста, в каждую руку по одному сказочному персонажу. Вы должны показывать сказку под стихотворный текст.
А те, кто слева от меня, будут слушать наших сказочных героев и выполнять движения ложками. Вас я попрошу протереть руки влажными салфетками. Использованные салфетки вы можете выбросить в мусорный контейнер. Откройте наш волшебный контейнер. Достаньте 2 ложки за ручки и возьмите по ложке в каждую руку. Поставьте перед собой зеркало на подставку.
Все готовы? Тогда послушайте нашу сказку.
Сказка «Колобок»
Колобок я, Колобок,
круговые движения по лбу
Подрумянен правый бок,
круговые движения ложкой по правой щеке
Подрумянен левый бок!
круговые движения ложкой по правой щеке
Я сбежал от бабушки…
вертикальные движения ложкой по правой щеке снизу вверх
Я сбежал от деда….
вертикальные движения ложкой по левой щеке сверху вниз
Зайцу я не стал обедом,
горизонтальные движения ложкой по лбу
Волку в лапы не попался,
горизонтальные движения ложкой по подбородку
И медведь ни с чем остался.
вертикальные движения по носу
Колобок я вкусный,
горизонтальные движения по губам
Не бываю грустным.
горизонтальные движения по губам/улыбке
А лисе на язычок….
вертикальные движения по языку от середины к кончику
И попался колобок!
закрываем рот.
А теперь попробуйте сами. Актеры показывают сказку и читают при этом стих. Наши дети знают стихи наизусть, а для вас я положу подсказку.
А ваша задача попробовать воспроизвести все движения ложками.
Слайд 14.
Для проведения логопедического массажа зубными щетками :
Подготавливается детская зубная щетка с мягким ворсом и массажной поверхностью на тыльной стороне
Желательно подложить под язык марлевые салфетки, так как у детей при массаже увеличивается слюноотделение. Можно заменить их индивидуальными детскими носовыми платочками с яркими красочными рисунками
Нужно делать массажные движения без сильного надавливания
При массажных действиях следите, чтобы ребенок был расслаблен. Он не должен напрягаться и шевелить языком и губами.
Для обработки массажного оборудования нами используется стерилизатор, а также раствор аламинол.
Попрошу выйти троих участников мастер-класса, у которых на программках есть изображение зубной щетки.
Мастер-класс с зубными щетками
Уважаемые участники мастер-класса, обратите внимание, у кого из вас на программках есть изображение зубной щетки. Я приглашаю этих участников за стол. Рассчитайтесь на первый и второй. Участники под первым номером сегодня будут в роли учителей-логопедов, а под вторым – детьми. Все участники откройте контейнер и наденьте, пожалуйста, шапочки. Логопеды откройте ножницами зубные щетки, наденьте стерильные перчатки и достаньте из контейнера детские носовые платки. Сначала мы с вами научимся выполнять отдельные массажные упражнения, а затем выполним сказку с их использованием. Посмотрите, пожалуйста, на слайды. При выполнении логопедического массажа зубными щетками язык снизу фиксируется детским платочком. Первое упражнение называется «Окошко». Для его выполнения необходимо широко открыть рот. Попросите ваших воспитанников выполнить данное упражнение и т. д.
Сказка про ежика Тошку.
Слайд 15. Существуют такие виды логопедического массажа как активизирующий и расслабляющий.
Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. Сейчас вашему вниманию будет представлен видеофрагмент расслабляющего массажа у ребенка с наличием дизартрического компонента в логопедическом заключении.
Видеоролик.
Слайд 16.
Самомассаж относится к нетрадиционным логопедическим технологиям
Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе повышает эффективность преодоления речевых нарушений у детей
Самомассаж может использоваться для профилактики дизартрических расстройств у детей раннего дошкольного возраста
Слайд 17. С рекомендациями к проведению логопедического самомассажа вы можете ознакомиться на данном слайде.
Мастер-класс самомассаж.
Я попрошу всех участников мастер-класса встать со своих мест. Давайте выучим наш девиз:
НЕ ЦИРКАЧ И НЕ АРТИСТ - САМ СЕБЕ Я МАССАЖИСТ!
Для разминки проведем мимическую гимнастику с элементами самомассажа.
САМОМАССАЖ ЛИЦА
Здесь живет Хмурилка, Потереть брови
Здесь живет Дразнилка, Потереть нос
Здесь живет Смешилка, Потереть уголки губ
Здесь живет Страшилка. Потереть щеки
Это носик Бибка! Потереть крылья носа
А где твоя улыбка? Приподнять пальцами уголки губ
А теперь под музыку повторяйте за мной движения самомассажа.
Песня «Динь-динь, детский сад!»
Утром солнышко встаёт
В детский сад меня зовёт
Смотрит ласково в окошко,
Гладит щёчки мне ладошкой
Шепчет мамин голосок:
"Просыпайся, мой дружок!"
Подмигнул с подушки гном
Вместе в садик мы пойдём
Припев:
Динь-динь, детский сад!
Голоса звенят!
Как сто колокольчиков
Смех ребят
Топ-топ топотушки
Шум тара-рам
Хлоп-хлоп хохотушки
Веселье и гам!
Топ-топ топотушки
Шум тара-рам
Хлоп-хлоп хохотушки
Веселье и гам!
Слайд 18.
Игровые приемы С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА, САМОМАССАЖА играют важную роль еще и в формировании таких личностных качеств, как
• ОПТИМИЗМ
• САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
• УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
• САМООБЛАДАНИЕ
• ТЕРПЕНИЕ
• НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
• НАСТОЙЧИВОСТЬ
В результате нашего мастер-класса вы можете убедиться, что при проведении логопедического массажа можно преобразовывать в логопедические игры любые песни и доступные детям стихи известных авторов. Логопедический массаж и самомассаж – это многофункциональное поле для фантазии и воображения, как самого логопеда, так и наших воспитанников. Практически у всех детей с нарушениями речи в логопедическом заключении стоит диагноз дизартрический компонент, устранить который является порой непосильной задачей для логопеда. А минимальные проявления дизартрии в свою очередь тормозят коррекцию всего звукопроизношения. Мы с вами знаем, как трудно расслабить язык при гипертонусе или, напротив, повысить тонус при спастичности вялости мышц, уменьшить гиперсаливацию, сформировать правильные артикуляционные движения и т. д. Так вот применение логопедического массажа и самомассажа значительно ускоряет процессы устранения именно дизартрических проявлений, а вследствие этого успешнее проходит весь процесс коррекционно-развивающий процесс. Это я могу подтвердить своей многолетней практикой применения логопедического массажа и самомассажа. Таким образом, воображая и выдумывая, мы с вами можем создать новые игровые приемы с использованием логопедического массажа и самомассажа. Ведь мы не только педагоги, но и чуточку поэты, чуточку музыканты, волшебники – в конце концов! Я надеюсь, что сегодня вы получили заряд положительных эмоций, стали немножко моложе, ведь логопедический массаж еще и поспособствовал устранению мимических морщин! Желаю вам творческих успехов, всегда оставаться молодыми душой и креативными педагогами!