Калинина Зоя
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровой массаж рук как средство развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс : «Игровой массаж рук как средство развития мелкой
моторики»
Подготовила: Калинина З. В. ,воспитатель I квал. категории
Аннотация.
Игровой массаж кистей рук прост, увлекателен, удобен и легок для изучения, сопровождается ритмичными, легкими для исполнения стихотворными текстами. Частое использование игрового массажа не только может эффективно способствовать оздоровлению детей, но и содействовать развитию головного мозга, мелкой моторики и глазомера, так же помогает ускорить формирование положительных привычек и правильного поведения детей. Такой вид деятельности имеет существенно важное значение для обеспечения здоровья и физического развития.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Игровой массаж рук как средство развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Цель: Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с элементами игрового массажа с целью повышения их профессиональной компетентности;
- раскрыть значение технологии игрового массажа;
- познакомить с методикой его проведения;
- поделиться личным опытом работы с дошкольниками.
Целевая аудитория мастер-класса : воспитатели ДОО, старшие воспитатели
Подготовительная работа:
Организация выставки книг, игр, пособий, направленных на развитие мелкой моторики.
Фотовыставка (на фотографиях запечатлены дети в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений).
Материал: презентация, чистые листы офисной бумаги, прищепки, массажные круглые расчёски, бигуди-липучки, грецкие орехи, карандаши шестигранные, шишки сосновые веревка с узелками 2 ладошки (для рефлексии, буклеты игрового массажа для каждого участника мастер-класса.
слайд Ход мастер – класса :
1. Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Калинина Зоя Владимировна и рада всех вас видеть.
Я представляю вашему вниманию мастер – класс по применению игрового массажа в работе с детьми дошкольного возраста.
слайд
Цель: Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи: (смотреть на экране)
слайд
И начать мне хотелось бы со слов И. П. Павлова: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга»
слайд
2. Теоретическая часть
О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребенка, врачи и педагоги говорят уже давно. Развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики является одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка, условием успешности его деятельности, а так же критерием подготовки к школе.
Говоря об игровом самомассаже чаще принято отмечать здоровьесберегающий эффект. Действительно массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм и является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. На ладони находится около 1 тыс. важных биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать деятельность органов человека.
Хочется обратить внимание на то, что для ребенка пальцы- важное средство получения информации, которая стимулирует развитие головного мозга, повышает его интегративную функцию и резервную мощность.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что начало развитию мышления дает рука.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Итак, кисть руки, как мы смогли убедиться – это важный инструмент физического и психического развития ребенка и как любой инструмент требует внимания и настройки. Чем развитее рука, тем более развит ребенок.
Известный педагог Сухомлинский сказал : «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», а М. Монтессори утверждала «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»
Но сегодня мы должны четко осознать то, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие – это как было сказано выше – это один из способов развития речи и мышления детей. Кроме того игровой массаж доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие мира.
Поэтому важно развивать общую и мелкую моторику ребёнка с самого раннего возраста.
Неслучайно одной из задач ФГОС ДО является задача развития крупной и мелкой моторики. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155).
В настоящее время педагоги все чаще обращаются к использованию нетрадиционных методов оздоровления и развития детей. В своей работе для развития мелкой моторики мы широко используем игровой самомассаж кистей рук.
Слайд
Обратимся к понятию. (отсыл на экран)
Массаж - совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде растирания, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека, как руками, так и специальными аппаратами с целью достижения лечебного или иного эффекта.
Самомассаж - нетрадиционное, но эффективное направление по развитию межполушарных связей головного мозга, повышению иммунитета, развитию мелкой моторики.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.
Блиц-опрос «Виды массажа»
- Какие виды массажа вы знаете?
• точечный массаж (старший научный сотрудник 1-го Московского мединститута А. А. Уманская)
• антистрессовый, интеллектуальный массаж, закаливающий массаж
• подошв, массаж головы, тела
• массаж с предметами, без предметов,
Цель — комплексов развивать у детей мелкую моторику рук, уметь пользоваться гимнастикой и массажем в жизни самостоятельно, укреплять свой организм, развивать функции головного мозга.
слайд
Игровой самомассаж используется на занятиях, как физкультминутки, динамические паузы между занятиями, в режимных моментах, утренних и вечерних гимнастиках и др.
В чем его особенность? В простых приемах, не требующих специальной подготовки.
слайд
Методика проведения.
Упражнения игрового массажа можно проводить в любой удобной позе, в любое удобное время.
Массаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия
Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, нужно помочь ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Надо отметить, умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому упражнения, необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям, особенно на первых порах. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к деятельности. Поэтому детям предлагают игры простые, с легко запоминающимся текстом.
Предлагаемый самомассаж для детей дошкольного возраста можно начинать проводить в любом возрасте. Обратите внимание, что самомассаж для детей 3-4 лет отличается тем, что движения менее точные, допускается импровизация в том случае, если мелкая моторка пальчиков еще не развита полностью. А вот самомассаж для детей 5-6 лет уже должен быть более точечным и правильным, таким образом ребенок будет приучаться следить за мелкими движениями своих рук.
Главное правило игрового массажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания.
И помните, любая привычка вырабатывается в течение 21 дня. Если постоянно делать массаж в течение этого времени, у ребенка появится устойчивая потребность в выполнении этой оздоровительного приема.
- Будут ли вопросы по теоретической части?
слайд
2. Практическая часть.
Уважаемые коллеги, а теперь я предлагаю вам с прекрасным настроением и позитивными эмоциями перейти к практическому занятию и выполнить несколько видов массажа. Сегодня я хочу обратить ваше внимание на варианты самомассажа с использованием нетрадиционных предметов, проще говоря с тем «что в буквальном смысле находиться «под рукой».
Что можно использовать для массажа : (перечислить те, что будут использоваться)
природный материал (шишки сосновые, каштан)
прищепки бельевые
шестигранные карандаши
грецкие орехи
Пальчиковая гимнастика (с шишками)
Пальчиковая гимнастика активизирует речь, познавательную деятельность, развивает мелкую моторику пальцев рук, релаксацию и повышает иммунитет детей.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с шишкой мы играть!
(Загибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть,
Между ручками катать!
(Прокатывание шишки между ладонями)
В ручку правую возьмём
И сильней её сожмём!
(Сильно сжимаем шишку в правой руке)
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем.
(Прокатываем шишку по столу правой рукой)
В ручку левую возьмём
И сильней её сожмём!
(Сильно сжимаем шишку в левой руке)
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем.
(Прокатываем шишку по столу левой рукой)
Пальчики свои встряхнём
И немного отдохнём!
(Встряхиваем кисти рук отдыхаем)
Слайд
Массаж грецкими орехами
«Орех»
Движения соответствуют тексту
Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех
Слайд
Массаж шестигранным карандашом
С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья,кисти рук, пальцы, ладони,тыльные поверхности ладоней Массаж стимулирует речевое развитие детей, улучшает кровоснабжение пальцев рук.
Массаж бельевыми прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
—Но я же играю с тобою, малыш!
—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
Слайд
Задание «Чудесный ларчик»
Педагоги очень творческие люди. Они целый день с ребятами играют, фантазируют. экспериментируют. Я хочу вам предложить подумать, какие другие подручные средства могут использоваться для массажа рук. Наш «Чудесный сундучок» в этом нам поможет. Выбрав на ощупь любой предмет, придумайте, как его использовать для игрового массажа. (орехи, бигуди современные камушки зубная щётка, орех каштана, бельевые прищепки, массажная,круглая расческа для волос)
Участники представляют свои комплексы.
3. Заключительная часть.
Вывод.
К каким же выводам мы можем прийти? Сформулируем их вместе.
1. Сегодня все должны знать, что игровой самомассаж кистей рук не только оздоравливает ребенка, но и развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Иными словами можно сказать: «маленькие пальчики-большие знания»
2. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо начинать развивать его руки : пальцы и кисти.
3. Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.
3. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в развитии мелкой моторики рук дошкольников. Кисти их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. В результате регулярных занятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.
Таким образом об игровом самомассаже можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Слайд
4. Заключительная.
Рефлексия
Каждый из здесь присутствующих за время мастер-класса испытывал определённые чувства.
-Какие чувства вызвало у Вас участие в работе мастер-класса? Что полезного, приятного и интересного вы унесёте сегодня? (раздаю карточки)
- Остались ли у Вас вопросы по предложенной теме?
А я хочу поблагодарить Вас за внимание и за работу.
Слайд
Спасибо за внимание. Мне было очень приятно поработать с вами. Надеюсь, я была для вас сегодня полезна. До свидания.