Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов «Формирование коммуникативной среды детей с РАС посредством альтернативной коммуникации»

Марина Городилова
Мастер-класс для педагогов «Формирование коммуникативной среды детей с РАС посредством альтернативной коммуникации»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация:

«Счастье - это когда тебя понимают!» Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно, всегда находится в процессе общения с окружающими людьми. Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности в общении с окружающими людьми, они не могут выражать словами свои желания, свои нужды, просить о помощи, адекватно реагировать на слова собеседника и часто общение заменяется проблемным поведением. Системы альтернативной коммуникации является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Выбор подходящей системы может существенно облегчить обучение ребенка.

Ведущая педагогическая идея мастер-класса заключается в презентации поэтапного ввода альтернативной коммуникации при помощи карточек ПЭКС.

Цель: познакомить педагогов с возможностями использования с детьми с РАС альтернативной коммуникации посредствам карточек ПЭКС в коррекционно-развивающей работе.

Задачи:

-дать определение системе ПЭКС и рассмотреть ее возможности;

-продемонстрировать этапы ввода альтернативной коммуникации посредствам карточек ПЭКС;

Целевая аудитория:

-учителя – логопеды;

-учителя – дефектологи.

Материал: Коммуникативная книга для карточек ПЕКС, карточки ПЭКС, презентация.

Ход мастер-класса

I.Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.

А начнем мы с короткой притчи (психологический настрой):

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

Вот так и в наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло и уютно, комфортно.

II.Вводная часть.

Коммуникация – это общение людей в процессе совместной деятельности, обмен информацией, идеями, мыслями. Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека другому или другим людям.

ПЭКС – коммуникативная система обмена изображениями (карточками, разработана в 1985г. доктором Энди Бонди и логопедом Лори Фрост и, основана на желании ребенка что-то получить.

ПЭКС система предполагает – научить ребенка спонтанно называть слова, можно научить вокальной имитации, становиться возможным обобщение вербальных навыков.

Используется для детей с РАС, ДЦП, нарушениями речи и др. лицами, испытывающими коммуникативные нарушения.

Преимущества:

- материалы системы помогают достичь высоких успехов в вербальном развитии детей, испытывающих коммуникативные трудности;

-наглядная коммуникация. Благодаря передаче карточек «из рук в руки», коммуникативные акты приобретают наглядность, ведь достаточно часто дети с РАС желают что-то вербально, но не могут переключить на себя внимание, и сообщение в итоге игнорируется.

-уменьшение нежелательного поведения. При ПЭКС проблемное проявление поведения (стимы, агрессия, аутоагрессия и др.) начинает уменьшаться. Например, если ребенок молча бьет других людей, в действительности желая пить – можно научить его попросить воды при помощи соответствующей картинки, и эта позитивная коммуникация заменит негативную реакцию

-самостоятельная коммуникация. Аутичным людям трудно инициировать различные действия, даже собственные сообщения и просьбы. Из-за этого большинство аутистов предпочтет ждать, что кто-то рано или поздно поинтересуется «чего ты хочешь?» или использует какую-либо альтернативную систему общения. Задача ПЭКС - научить ребенка начинать общение, по собственной инициативе озвучивать свое мнение, потребность или желание. На занятиях PECS моделируются ситуации, в которых ученик захочет попросить что-либо у партнера по коммуникации. Во время первых занятий третий человек (взрослый помощник, стоящий сзади) начинает физически «подсказывать» ученику правильный выбор нужного изображения. С каждым занятием количество таких подсказок извне уменьшается, а ребенок обучается обмениваться карточками с партнером по собственной воле, получая поощрения за верный выбор.

-способствует развитию устной речи. Развитие любых коммуникативных навыков значительно повышает вероятность того, что ребенок начнет пользоваться устной речью. Если же ребенок все еще недостаточно владеет ею, то система ПЭКС поможет ему научиться использовать альтернативный способ общения в ситуациях, когда «не хватает слов».

Обучение по данной системе длится довольно долго, однако полученные результаты не могут не радовать. Молчащие дети обучаются самовыражаться, сообщать о своих желаниях и потребностях, продуктивно коммуницировать с другими людьми.

Этапы обучения с помощью карточек PECS

Выделяют шесть основных этапов обучения ребенка с помощью карточек ПЭКС. Перед тем, как приступить к занятиям, необходимо определить и составить список основных стимулов ребенка – что он хочет? Что ему нравится? Что не нравится? Отрицательные и положительные стимулы. Вещевые и вкусовые. Воздействие через основные стимулы поможет ребенку самому понять свои потребности и научиться выражать свои желания словами.

III.Практическая часть.

Итак, педагоги, я предлагаю вам рассмотреть все этапы обучения ребенка с РАС с помощью карточек ПЭКС

Этап первый. «Как» вступать в коммуникацию»

Вводить первыми две карточки ПЭКС – «нет» и «да». Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно. Обмен картинки на предмет. Лучше всего, если будут участвовать два взрослых человека – у одного просят какой-то предмет, а другой помогает ребенку выполнить действие. Один из взрослых обращает внимание ребенка на любимую вещь и обменивает его на соответствующую карточку. Идеально, если в течение дня удастся сделать около восьмидесяти таких обменов. Начать лучше с имен существительных и постепенно добавлять новые карточки.

Этап второй. Расстояние и настойчивость

Обмен картинки на предмет без участие второго взрослого, который помогает ребенку на первом этапе сделать правильный выбор – спонтанные действия со стороны ребенка. Сделайте папку с изученными ранее карточками и коммуникативное поле, куда ребенок будет выкладывать эти карточки. Основная задача на этом этапе – это научить ребенка самостоятельно отдавать картинку, самому инициировать процесс обмена, добиваясь внимания партнера. Вначале дистанция между взрослым и ребенком будет невелика, но постепенно она будет увеличиваться.

Этап третий. Различение карточек

Обучение распознаванию, что изображено на картинке на примере двух-трех карточек. Хочет ли ребенок именно тот предмет, который попросил с помощью карточки? Результаты лучше фиксировать письменно. На третьем этапе постепенно вводятся глаголы и составляются короткие фразы из двух слов. Здесь очень важно научить ребенка самостоятельно находить нужную карточку в книге.

Этап четвертый. Структура предложения

Составляем предложения из карточек. Используется поле в книге «я хочу». Ребенок учится просить конкретный предмет – желтую конфету или зеленое яблоко. После прохождения этого этапа ребенок, как правило, знает от двадцати пяти до пятидесяти карточек, которые он использует для общения с партнером.

Пятый этап. Ответ на вопрос «Что ты хочешь?»

С помощью карточек отвечаем на простые вопросы: что ты хочешь? Что ты видишь? Коммуникативный партнер ребенка задает вопрос перед тем, как ребенок составит предложение. Здесь можно задействовать разные тематики карточек: схожее/разное, времена года, время суток и обычные действия для каждого времени, разные эмоции и т. п.

Шестой этап. Комментирование «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что ты слышишь?» и «Что это?»

С помощью карточек делаем комментарии. Ребенок должен соответственно отвечать на вопросы, заданные в случайном порядке: что ты видишь? Что ты хочешь? Что у тебя в руке? На этом этапе необходимо сосредоточиться не только на просьбе дать какой-либо предмет или выполнить какое-либо действие, а на проговаривании этого действия, явления или предмета. В начале взрослый так же, как и на предыдущих этапах, задает вопрос, например: что ты видишь? – и в это же время показывает карточку «я вижу». Через некоторое время визуальная опора уже будет не нужна.

IV.Рефлексия, выводы.

Таким образом, система альтернативного общения, помогает овладеть навыками общения неговорящему ребенку, позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации, проявлять инициативу к диалогу и спонтанно произносить слова. Общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным, способствуя адаптации и социализации ребенка в обществе.

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Пришлите смайлик в наш диалог. Если вам все понравилось и было интересно – улыбающийся, если вам было скучно и не интересно – грустный.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Формирование коммуникативной среды детей с РАС посредством альтернативной коммуникации»
Опубликовано: 23 декабря 2024 в 08:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Формирование коммуникативной среды детей с РАС посредством альтернативной коммуникации»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Городилова (УИ 1256934) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД