Мария Валерьевна Лукина
Мастер-класс «Дыхательные тренажеры как средство развития дыхания в процессе формирования правильного звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго времени суток, уважаемые коллеги.
Цель мастер-класса – познакомить вас с приемами тренировки дыхания с помощью различных дыхательных тренажеров.
Задачи мастер-класса - узнать об игровых приемах тренировки речевого дыхания, выяснить, какова роль дыхательных тренажеров в постановке звуков речи на логопедических занятиях, изготовить дыхательные тренажеры своими руками.
Публикация «Мастер-класс „Дыхательные тренажеры как средство развития дыхания в процессе формирования правильного звукопроизношения“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Необходимым условием для постановки звука является правильное физиологическое и речевое дыхание. Физиологическое дыхание бывает ключичным, грудным, диафрагмальным и смешанным. Предлагаю вам определить собственный тип дыхания. Для этого положите одну ладонь на грудную клетку, вторую – на живот, и подышите в своем обычном ритме. Если больше работали грудные мышцы – ваш тип дыхания грудной, а если еще и поднимались плечи – ключичный. Если активнее были мышцы живота, то ваш тип дыхания диафрагмальный, что является нормой. На слайде изображен принцип диафрагмального дыхания.
У большинства детей дыхание поверхностное, верхнеключичное, многие при дыхании поднимают плечи, надувают щеки, вдыхают ртом. Так как для формирования правильного звукопроизношения необходим сильный вдох через нос и плавный длительный выдох через рот, то эта тема актуальна для воспитателей и логопедов. Физиологическое дыхание является базой для речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным, то есть происходит под нашим контролем. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании же после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Целями дыхательных тренировок являются:
- увеличение объема и глубины дыхания и как следствие выработка сильного и продолжительного выдоха, который необходим перед постановкой звуков;
- укрепление дыхательных мышц – диафрагмы, межреберных мышц;
- дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха;
- формирование направленной воздушной струи по средней линии языка.
С целью развития речевого выдоха – длительного и направленного по средней линии языка я представляю вашему вниманию дыхательные тренажеры, которые вы сможете использовать в своей работе.
С целью формирования длительного выдоха можно использовать тренажер «Веселая перчатка». Попутно можно закреплять порядковый счет.
Игра «Футбол». Дети выдыхают через трубочку на мяч, стараясь попасть в ворота.
Тренажер «Метель». Дети дуют через трубочку в коробку с пенопластовыми шариками, попутно закрепляем признаки и явления зимы.
Игрушка оригами «Слоник». Ребенку предлагается поиграть с игрушкой-слоником. Он дует через трубочку на хобот слона.
Игра «Лети, бабочка!». Цель - выработка сильного и длительного выдоха. Дети дуют на бабочку, которая привязана ленточкой к цветку.
Тренажер «Листопад». Ребенок выдыхает через трубочку в коробочку с бумажными кленовыми листочками, рассказывает о признаках и явлениях осени.
Игра «Ветерок». Ребенку предлагается подуть на султанчики, чтобы увидеть снегиря или сороку. Закрепляем знания о зимующих и кочующих птицах, составляем рассказ-описание.
Игра «Марафон гусениц». Дети дуют на спинку бумажной гусеницы и она ползет.
«Паровозик» и «Кит». Ребенку предлагается поиграть с игрушками из фетра. Нужно подуть в трубочку так, чтобы вата взлетела вверх.
Также эффективно используем свистульки, дудочки, свистки.
С целью увеличение объема и глубины дыхания и дифференциации ротового вдоха и выдоха можно использовать игру «Рыбалка». Цель - выработка сильного и длительного выдоха, пополнение словарного запаса по теме «Речные рыбы», согласование числительных с существительными, употребление существительных в родительном падеже. Перед ребенком рисунок реки и бумажные речные рыбы. Ребенок делает вдох через трубочку и «вылавливает» рыбку из реки, отвечает на вопрос «какую рыбу поймали?», считает рыб.
С целью дифференциации носового и ротового вдоха используем игру «Отгадай по запаху». Цель – выработка глубокого вдоха носом, подбор признаков к существительным. Ребенку предлагается 8 коробочек с мелкими отверстиями. Ребенку нужно понюхать, что в коробочке и найти такой же запах и рассказать какой это запах.
С целью формирования воздушной струи, направленной по средней линии языка можно использовать игру «Комета». Ребенок выдыхает по желобку, катая шарик-комету по лабиринту к нарисованной Луне.
«Флейта пана» из коктейльных трубочек. Помогает выработать воздушную струю, направленную вниз по подбородку, которая необходима при постановке свистящих звуков. Ребенок прикладывает к подбородку флейту из трубочек, выдыхает направленно вниз по подбородку, определяет, какой звук самый высокий и самый низкий.
Игра «Кто чем питается?». Ребенок дует на шарик, попадает в ворота в виде мордочки животного. Попутно закрепляем понятия хищные, травоядные и всеядные животные, употребление существительных в творительном падеже.
Игрушка «Вертушка». Ребенок дует на язык, целясь на вертушку и она крутится.
Игра «Стаканчики». Дети дуют на шарики и катят их в стаканчики, расположенные на краю стола.
С целью выработки плавного и длительного выдоха можно использовать игрушку «Петушок». Попутно закрепляем названия цветов и оттенков. Ребенку предлагается вспомнить, чем покрыто тело птиц, подуть на перья в хвосте у петушка, составить рассказ-описание о домашней птице.
Предлагаю вам изготовить два дыхательных тренажера своими руками. «Слоник» и «Лягушонок». Для слоника нам понадобится синий картон, глазки, синий бумажный язычок-свисток для хобота, клей или двухсторонний скотч. Для лягушонка понадобится зеленый стаканчик, глазки, красный бумажный язычок-свисток для языка, зеленая бумага для лапок. Получаются простые в изготовлении тренажеры для развития сильного и длительного выдоха. Такие тренажеры вы можете изготовить вместе с детьми.
Спасибо за внимание!