Ольга Дымиха Завадская
Мастер-класс для воспитателей «Звуковой анализ слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 Белоглинского района»
Мастер – класс для воспитателей :
«Звуковой анализ слова»
подготовил: учитель-логопед
Дымиха Ольга Ивановна
с. Новопавловка, 2020 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Звуковой анализ слова“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Тема моего выступления –звуковой анализ слов. Вначале хочу привести слова известного советского педагога-психолога Д. Б. Эльконина. «Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка».
Основной акцент давайте сделаем на звуковом анализе слов, как одном из важных умений, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
Закройте глаза и послушайте (включается музыка со звуками природы). Что вы услышали? (Голоса птиц, шум моря и т. д. - одним словом –это звуки) Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков.
Ответьте на вопрос: Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.
А теперь у ребенка в руках бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни «Во поле береза стояла.» – у него восхитительный музыкальный слух.
Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – со звуком [С], в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух.
Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим - это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Поэтому развитие ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
Это необходимо для:
Обучения чтению;
Грамотному письму в школе;
Изучения родного языка.
Давайте вспомним, уважаемые коллеги, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем). Важно не путать звуки и буквы. (Когда родитель говорит «Мой ребёнок не умеет говорить букву – это не правильно)
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Уважаемые коллеги, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенок должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. По мнению известного психолога Даниила Борисовича Эльконина, «чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». То есть если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а так же избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу слова.
Так что же такое звуковой анализ слова?
Звуковой анализ слова – это определение последовательности, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.
Звуковая схема слова – это последовательность символов (согласных и гласных звуков, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Дополнительный вопрос: какие бывают звуки? (гласные и согласные). Дайте характеристику гласным звукам? При произношении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Слышится только голос. Вы их обозначили красным цветом.
Гласные звуки : А, О, У, Ы, Э, И
Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ю, Ё, Я.
Обратите внимание что в русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв, (почему). Это связано с особенностями употребления букв Я, Ю Е, Ё, эти буквы обозначают слияние двух звуков [йа], [йо], [йу], [йэ]. Поэтому они называются йотированными! Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительный образ слова и требуют того же и от детей, еще не знакомых с письменной речью. Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
- Какие звуки называются согласными?
Ответ: Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо.
(Обратите внимание на то, что давая понятие о согласных звуках ошибочно говорить, что их нельзя петь)
Согласных букв 21: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
Согласных звуков – 36 (почему). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом.
Запомните, что:
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак, ь (мягкий знак). Перед разделительным ь знаком согласный всегда мягкий, перед ъ – твёрдый согласный (вьюга, съел)
Алгоритм звукового (фонетического) анализа слова
1. Медленно произносим это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки есть в этом слове.
2. Считаем сколько звуков в этом слове (по схеме).
3. Произносим слово по слогам.
4. Находим ударный слог.
5. Назовите первый звук в слове, дайте ему характеристику: гласный звук/согласный звук : твердый/мягкий.
6. Обозначь звук на схеме символом соответствующего цвета (гласный звук – красный цвет, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат).
7. Назови второй звук в слове, дай ему характеристику (см. выше, и т. д. назовите каждый звук и дайте ему характеристику.
8. Называем слово по схеме целиком.
9. Назовите сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.
Важно: При проведении звукового анализа необходимо обязательно произносить слово вслух. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова. Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.
Для чего нам нужен звуковой анализ? При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
Основная задача обучения грамоте в подготовительной к школе группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, а это - предпосылки для реализации преемственности дошкольного и начального образования. Если у ребенка в дошкольном возрасте четко сформировалось понятие о звуках, то ему будет легче в начальной школе при овладении грамотой на начальной ступени образования. С опорой на фонетические знания и умения будущий первоклассник быстрее овладеет процессами чтения и письма в период обучения грамоте в школе, освоит орфографию.
В начальной школе в период обучения грамоте работа над основными фонетическими понятиями также, как и в дошкольном образовании, продолжается на практическом уровне. Умения детей расширяются, совершенствуются.
Большое спасибо. Скажите, что Вам понравилось, запомнилось?
Соедините стрелками понятие и определение
Восстановите алгоритм звукового анализа слова.
Обозначаем звук на схеме символом соответствующего цвета.
Считаем сколько звуков в этом слове (по схеме).
Произносим слово по слогам.
Медленно произносим это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушиваемся, какие звуки есть в этом слове.
Называем сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Какие? Сколько согласных звуков в слове? Какие?
Выделяем первый звук в слове, даём ему характеристику.
Находим ударный слог.
Выделяем второй звук в слове, даём ему характеристику (и так все звуки).
Называем слово по схеме целиком.