Ирина Уварова
Мастер-класс для воспитателей «Тренажёр для развития речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей
«Тренажёр для развития речевого дыхания»
Подготовила:
Методист
МКДОУ Сортавальского МР РК ДС №23,
корпус №6
Уварова И. С.
Цель:
1. Расширить знания педагогов о речевом дыхании и необходимости выполнения упражнений;
2. Формировать информационную, социальную и здоровьесберегающую компетентность.
Методист: Добрый день, уважаемые коллеги! Я хотела бы поделиться опытом изготовления тренажёра для развития речевого дыхания.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Тренажёр для развития речевого дыхания“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поставленное речевое дыхание – основа правильной речи: оно обеспечивает чёткое произношение звуков, слогов, слов и фраз.
Работа над постановкой речевого дыхания строится поэтапно.
Первый этап. Улучшение внешнего дыхания. Ребёнку объясняют, и он усваивает: дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.
Второй этап. Выработка более глубокого вдоха и длительного выхода. Ребёнку объясняют, и он усваивает: вдох нужной глубины и выдох необходимой силы вырабатываются в результате тренировки.
Третий этап. Развитие фонационного (озвученного) выдоха. Ребё нок максимально долго тянет на выдохе звуки: сначала гласные, потом согласные.
Четвёртый этап. Развитие речевого дыхания. Ребёнок произносит на выдохе слоги, слова, фразы.
Пятый этап. Формирование правильного в процессе произнесения текста.
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. При их выполнении у ребёнка возникает положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение, формируются практические умения.
Цель дыхательных упражнений с тренажёром :
1. Научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
2. Укрепить дыхательные мышцы.
3. Стимулировать работу верхних дыхательных путей, носоглотки.
4. Обеспечить вентиляцию легких во всех отделах.
Изготовить тренажёр легко - для этого не требуются специальные навыки.
Привлекать детей к изготовлению пособия можно в среднем дошкольном возрасте (взрослый помогает выбрать тематику, складывать гармошку из бумаги, обвести предмет по контуру, проделывает отверстия в крышках). А уже в старших группах воспитанники более самостоятельны, воспитатель только помогает шилом проделывать отверстия в крышках.
На столах вы видите пластиковые бутылки разной формы, цвета и объёма, простые карандаши, шило, ножницы, двустороннюю и самоклеющуюся цветную бумагу, наклейки, пенопластовую крошку, трубочки для коктейля.
Перед работой проведем разминку с мячиками су-джок.
«Ежик»
Мячик-ёжик мы возьмем (Берут мячик су-джок. ,
Покатаем и потрём (Катают мячик между ладонями.)
Вверх подбросим и поймаем. (Подбрасывают мячик и ловят одной рукой.)
Все иголки посчитаем. (Нажимают на шипы мячика поочерёдно пальцами одной руки.)
Пустим ёжика на стол (Кладут мячик на стол.)
И рукой его прижмём. (прижимают мячик к столу одной рукой.)
Мячик покатаем. (Катают мячик по столу одной рукой.)
Руку поменяем. (Катают мячик по столу другой рукой.)
Приступаем к изготовлению тренажёра.
Пошаговое выполнение работы:
Первый шаг
Выбираем тему для оформления тренажёра : «Осень», «Зима», «Космос», «Подводный мир» и т. д. и пластиковую бутылку ( например: для имитации подводного мира подойдёт голубого цвета).
Второй шаг.
Придумываем картинку по выбранной теме, оформляем бутылку, используя наклейки и самоклеющуюся цветную бумагу.
Третий шаг.
Складываем листы двухсторонней цветной бумаги гармошкой, нарисуем на них маленькие изображения «предметов», связанных с выбранной тематикой (рыбки, звёзды, листья и т. п.)
Внимание! Размер фигурок должен быть больше диаметра трубочки для коктейля, чтобы при случайном вдохе они не попали в горло.
Насыпаем в бутылку фигурки из цветной бумаги (или пенопластовую крошку при выборе темы «Зима»).
Четвёртый шаг.
Делаем отверстие в крышке бутылки с помощью шила.
Пятый шаг.
Вставляем трубочку в отверстие и тренажер готов к использованию.
Для безопасного использования тренажера, необходимо соблюдать следующие правила:
- Следует внимательно следить за тем, чтобы перед вдохом ребёнок вынимал трубочку коктейля изо рта.
- Не следует добиваться полного выдоха.
- Нельзя много раз повторять упражнение, что может вызвать головокружение. Длительность упражнения для детей младшего дошкольного возраста -2-3 минуты (3-4вдоха-выдоха и перерыв на отдых, затем работа с тренажером повторяется, для старшего -3-5 минут (5-6 вдохов-выдохов, перерыв и т. д.).
- Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребёнка.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не были напряжены мышцы шеи, рук, груди, чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.
- Следует начинать занятие не ранее чем через 1,5-2 часа после еды.
- Нельзя заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. Температура в комнате должна быть 18-20 градусов.
- Нельзя заниматься с тренажёром, если есть заболевания органов дыхания.
Спасибо за внимание! Буду рада, если моё пособие поможет вам в работе с детьми.