Наталья Щебетенко
Мастер-класс для воспитателей «Традиционные игры белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
«И пока живут и здравствуют на Белгородчине самобытные певцы и музыканты, мастера декоративно-прикладного искусства, люди, почитающие обычаи и традиции предков, и пока жива у нас жажда познания, не иссякнет кладезь народной художественной культуры края».
М. С. Жиров.
Цель: познакомить педагогов с реализацией темы «традиционные игры Белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем».
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Традиционные игры белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике традиционных игр Белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем.
2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.
3. Развивать творческую активность педагогов.
План:
1. Актуальность проблемы.
2. Практикум «Освоение алгоритма по реализации содержания традиционных игр Белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем».
3. Игровой тренинг.
4. Рефлексия.
Оборудование:
1. Актуальность проблемы.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас всех приветствовать. Вашему вниманию предоставляется мастер-класс на тему «Традиционные игры Белгородчины как средство ознакомления дошкольников с родным краем».
В современном мире всё чаще звучат темы национальных отношений. Мы всё больше становимся неравнодушными к национальной культуре, народной культуре, культуре родного края. К счастью, культурные традиции остаются ещё в городах, а особенно в сёлах нашей Белгородской области. Детство является тем временем, когда мы можем погрузиться в истоки народной культуры более полноценно.
Познакомить детей с родным краем, помочь усвоить язык своего родного края посредством традиционных игр, песен, потешек и является основоной задачей моей работы.
В период дошкольного образования возрастает роль народной культура как источника развития познавательной активности детей, знакомство детей с историей народного края, его традициями, с культурой Белгородчины, привития любви к малой Родине.
Представления детей о своей «начальной родине», о родном доме – это первые друзья малышей; детский сад, куда они ходят; улицы, на которых они живут. Постепенно представления эти расширяются. Родина ассоциируется уже не только с улицей, на которой мы живём, или домом, в котором мы живём, но и с родным городом, окружающей природой.
Народная культура, традиционные игры Белгородчины являются составной частью русской народной культуры. Для меня как для воспитателя одной из ключевых целей является – ознакомление детей с родным краем. И так как мои дети являются воспитанниками средней группы, познакомиться с родным краем в этом возрасте ближе всего мы можем с помощью традиционных игр. Игры и занятия, которые я провожу с детьми как в группе, так и на прогулках знакомят их с различными формами народной культуры Белгородчины, помогают зажечь любовь и интерес к жизни своего народа. Мой опыт направлен на ознакомление детей с историей, культурой, традициями, на воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине. Знакомя детей с родным краем посредством традиций и игр, я воспитываю в них любовь и уважение к своей семье, к своему городу, и в целом к своему краю.
Полетушки
Все дети садятся вокруг стола и кладут пальцы на стол. Вожак начинает игру, называет какую-нибудь птицу либо летучее насекомое, а, назвав его, поднимает палец вверх и быстро опускает. Дети должны делать то же самое. Если кто-то прозевает лететь, т. е. поднять палец и опустить, или полетит тогда, когда вожак обманывает, называет не летучую тварь или вещь, то этот игрок выходит из игры.
Например, вожак, поднимая палец, говорит: «Сова летит». Дети поднимают, опускают пальцы. «Петушок летит, кочеток летит». Пальцы поднимаются и опускаются. «Козленок летит!» – говорит вожак, поднимая и опуская палец. Кто из играющих «полетел с козленком», тот выбывает из игры.
Примечание:
Иногда в эту игру можно играть чуть иначе. Участники становятся в круг, и при названии летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.
Съем-не съем
В эту игру играли все «уличники» – ребята, девчата и дети. Выбирали ведущего, в руках у него было яблоко или груша. Все рассаживались на лавки или пенёчки. Ведущий бросал яблоко, при этом называл слова: слива, вишня, колбаса, машина. Сидящие должны поймать яблоко или отбить – в зависимости от того, съедобное или несъедобное. Тот, кто ошибался, отдавал фант.
И так, пока не наберется достаточно фантов, чтобы их разыгрывать. И дальше идет выкуп фантиков. Кому что придется делать, определяет один игрок, стоящий спиной к остальным игрокам. Кому целоваться, кому спеть или сплясать.
Алфавит
Играют от двух до пяти человек. Участники игры прыгают с короткой скакалкой по очереди. При каждом прыжке следует назвать очередную букву алфавита: а, б, в, г и т. д. – это делается быстро. Сделав ошибку при произношении очередной буквы, участник должен быстро назвать растение на эту букву или животное, или город и т. д., о чем договариваются перед игрой. Если это удалось, то играющий начинает прыгать сначала, если нет – передает очередь прыгать следующему.
Задача каждого участника игры – «пройти» весь алфавит. Проигрывает тот, кто прошел алфавит позже других.
Правила: ошибкой прыгающего считается как неудачное выполнение прыжка, так и путаница при перечислении букв алфавита. При ошибке буквы игроку необходимо сосчитать громко до трёх и продолжать считать