Хайнова Надежда
Мастер-класс для воспитателей «Речевые игр как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей
«Речевые игры, как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников» (с элементами практики)
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов раннего и младшего дошкольного возраста по использованию речевых игр в работе с детьми.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с различными видами речевых игр.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Речевые игр как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
3. Формировать положительные эмоции.
Оборудование: массажные мячики, суджок
Ход мастер- класса
Педагог. Здравствуйте уважаемые коллеги. Тема моего мастер – класса «Речевые игры, как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников».
Предлагаю Вам поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните, раз пять 1,2,3,4,5. (хлопают в ладоши)
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший
И ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
Приветствие кончилось, можно начать.
Педагог. Коллеги, скажите пожалуйста, какие вы знаете речевые игры, которые являются средством познавательно – речевого развития детей? (перечисляют)
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста более эффективными являются пальчиковые игры.
Для чего нужны пальчиковые игры? (игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию).
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – это прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!
В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания.
Так же эти игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, взрослым и ребёнком.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Существуют следующие виды пальчиковых игр:
-Пальчиковые игры с предметами;
-активные игры со стихотворным сопровождением;
-игры - манипуляции;
-пальчиковые игры с элементами самомассажа;
-пальчиковые кинезиологические игры;
-пальчиковые игры на основе сказок.
Педагог. Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры. Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
Для начала давайте разогреем ручки.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мё рзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Растирание пальцев - руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём».
1. Пальчиковые игры с предметами (предложить воспитателям поиграть с предложенным дидактическим материалом)
2. Игры - манипуляции
«Семья»
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья! (сжать пальцы рук вместе)
«Мальчик-пальчик, где ты был?»
Мальчик-пальчик, где ты был? (большой палец)
С этим братцем в лес ходил! (указательный)
С этим братцем щи варил! (средний)
С этим братцем кашу ел! (безымянный)
С этим братцем песню пел! (мизинец)
2. Пальчиковые игры с элементами самомассажа (шестигранный карандаш, грецкие орехи, массажные мячики). Предлагаю вам проиграть одну из таких игр как с карандашом.
Игра с ежиком
Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику.
Ежик выбился из сил-
Яблоки грибы носил.
Мы потрем ему бока-
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Еж в лесочек убежал,
Нам спасибо пропищал.
«Испечем мы каравай»
Месим, месим тесто (сжимаем массажный мяч в правой руке)
Есть в печи место (перекладываем в левую руку и сжимаем)
Испечем мы каравай (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)
Перекладывай, валяй (катаем мяч ладошками)
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Активные игры со стихотворным сопровождением.
Шёл козёл по лесу по лесу по лесу
Шёл козёл по лесу по лесу по лесу
Нашёл себе принцессу, принцессу,принцессу
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,попрыгаем
И ножками подрыгаем,подрыгаем,подрыгаем
И ручками помашем, помашем, помашем.
И ножками попляшем, попляшем, попляшем
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем,потопаем, потопаем.
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И просто так попляшем, попляшем, коза.
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.
Ходим, ходим хороводом
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, присаживаемся
Встали, встаем
Себя показали.
Попрыгали, прыгаем
Потопали топаем
В ладошки мы похлопали. хлопаем.
Мы топаем ногами,
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть.
Так же есть стихи – игры: потешки, пестушки, стихи А Барто….
Я благодарю вас за внимание и вашу активность! И призываю всех использовать пальчиковые игры и стихи с движениями в работе с детьми: в режимных моментах и образовательной деятельности. Но и в заключении, я прошу желающих тоже поделиться своим личным опытом и показать свою пальчиковую игру!
Спасибо за внимание!
28.10.2022