Ермакова Елена Сергеевна
Мастер-класс для воспитателей. Развитие диалогической речи посредством элементов театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Познакомить участников мастер – класса с приемами включения элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на применение театрализованной деятельности в практике.
Раздаточный материал: сказочные персонажи для театрализованной деятельности
Выставка видов театров.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей, Развитие диалогической речи посредством элементов театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ход мероприятия
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Актуальность мастер – класса обусловлена проблемами речевого развития детей
Вы как педагоги чем это объясните?
-Живое общение заменяет компьютер, телевизор
- Домашнее чтение (от случая к случаю)
- Театральный опыт от случаю к случаю (в лучшем случае, детском саду)
Действительно смотря телевизор или находясь за компьютером, ребенок не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Такие дети в основном, не разговаривают, а кричат, как его экранные мультяшные герои, которые сейчас отнюдь не добрые, позитивные, а злые. Ребенок копирует поведение своих любимых персонажей. Отсюда и увеличение за последние годы гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих концентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.).
В дошкольной педагогике большое внимание уделялось речевому развитию.
Большой вкладв разработку методики развития речи внесли :
Константин Дмитриевич Ушинский, Феликс Алексеевич Сохин, Евгения Александровна Флерина продолжим этот ряд ….
Ушакова Оксана Семеновна, Бородич Алиса Михайловна, Арушанова Алла Генриховна, Любовь Владимировна Ворошнина и другие
По театрализованной деятельности
А. Н. Махнева «Театрализованные занятия в детском саду»
Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников»
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Театрализованная деятельность имеет большие возможности, ее можно осуществлять не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями ( интеграция может быть фрагментарной: мини-игрой, введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент).
Переходим к практической части нашего мастер – класса.
Уважаемые педагоги!
- Вспомните, что являлось первой формой общения человека? (Конечно же – ЖЕСТЫ)
Коль наша группа компенсирующей направленности в своей практике актуальны и обязательны пальчиковые игры.
Я уверена, что в арсенале любого педагога найдутся непременно излюбленные пальчиковые гимнастики, применяемые им в воспитательно – образовательном процессе.
- Назовите распространенные или полюбившиеся пальчиковые гимнастики из своей педагогической практики.
Не обойтись нам и без потешек.
Эти художественные произведения построены на диалоге.
Простейшая игра – драматизация, которая доставляет ребёнку большую радость.
В такой игре – драматизации дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки.
ПРОИГРАТЬс участниками мастер – класса.
Сидит кукушка на суку и слышится в ответ. «Ку-ку», — отвечает ребенок, на которого указывает воспитатель
А вот котеночек в углу,
Мяукает он так. (Мяу!Мяу)
Щенок прогавкает в ответ, услышим вот что мы вослед. (Гав!Гав)
Корова тоже не смолчит, а вслед нам громко замычит. (Му-у)
А петушок, встретив зарю,
Нам пропоет. (Ку-ка-ре-ку)
Паровоз, набравши ход,
Тоже весело поет. (У-у-у)
Если праздник, детвора весело кричит. (Ура!Ура)
Как можно организовать работу вот с этой потешкой?Ваши предложения?
1 вариант – проговариваем хором
2 вариант - делимся на мини – группы
Кроме всего, разучивание потешек стихов развивает память и интеллект.
Расскажи потешку руками
Расскажите потешку в паре
Расскажи потешку прищепками
Расскажите потешку масками
Расскажи потешку театр – топотушек и другими видами театра
Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, и тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить потрогая, показав что – либо движением.
И снова наши пальчики «артисты»
стихи – руками (работают в парах – 3 стиха (карточки со стихами раздать)
- «Топ – топ – топотушки»
- «Как живешь?»
-«Кто приехал?»
Игры с элементами театрализации включают в себя : речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.
Речевые упражнения.
Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса.
Работа с чистоговорками, скороговорками.
1 вариант я одну часть, а дети другую
2 вариант1 часть говорят девочки, а другую мальчики
3 вариант произносим: громко – умерено – тихо.
Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.
Ситуация: «Жадный пёс», «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.
А вы попробуйте изобразить!
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
Выходим в круг. Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов.)
Задачи: Развивать пантомимические навыки.
Был у зайки огород,
Зайка с радостью идет.
Ровненьких две грядки.
Но сначала все вскопает,
Там играл зимой в снежки,
А потом всё разровняет,
Ну а летом — в прятки.
Семена посеет ловко
А весною в огород.
И пойдет сажать морковку.
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь.
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожаи свой соберет.
И как раз — здесь закончился рассказ!
Это для малышей. А для детей постарше?
А теперь прошу Вас показать в движениях и действиях людей разных профессий:
(Корзина с листочками – профессий для участников мастер - класса) библиотекаря; учителя; капитана теплохода; тракториста; маляра; плотника; почтальона; сапожника; птичника; повара; доярки; столяра и т. д.
Музыкальные этюды все найдут в своей педагогической копилке «Осенние листочки», а в настоящее время уже и «Снежинки»
Театрализованный рассказ.
Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения.
Один из приемов театрализованной деятельности - речевые штампы.
Ситуация «Незнайка знакомится».
Я думаю, что эту «шляпу» каждый из нас использовал в своей педагогической практике.
Вспомним этот прием.
- Я хочу познакомиться с детьми. Что я должен сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)
- Меня зовут Незнайка, а тебя как? (ответ)
- Моё имя Незнайка, а твоё как? (ответ)
- Я – Незнайка, а ты кто? (ответ)
- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)
В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения)
По аналогии можно использовать штампы: «Просьба», «Извинение» и т. д.
Способствуют развитию диалогической речи. Игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения. Приглашаю двух желающих поиграть.
Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все, что вы захотите.
1 вариант. Один ребенок будет рассказывать о том, чтобы он хотел увеличить, а другой уменьшить.
2 вариант. Говорим по кругу, стареемся не повторять услышанное.
Вот что ответили дети:
-Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
-Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
Совместное рассказывание сказки по очереди (по картинкам)
Увлекательной для старшего дошкольного возраста будет Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.
Имеют педагогическую ценность в развитии диалогической речи.
Народные подвижные игры.
Они учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.
Приведите примеры игр: «Фанты», «Краски» продолжайте ….
Отдохнем и поиграем, выбирайте себе игрушку
Для забавы есть докучные сказки
Вы их помните? «Жила была бабка…», «У попа была собака.»
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
А можно играть и в паре «Пирожок» - разделитесь на пары.
Игра «Ежи».
Задачи:
- формировать умение управлять куклой - бибабо.
- учить имитировать движения, характерные для ежа.
- воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.
Ход игры.
Подойдите к зеркалу (наденьте куклу на правую руку)
Ваша задача имитировать движения (показать поведение) ежей и сопровождая их звукоподражанием: «пых-пых».
Звучит тревожная музыка: еж «сворачивается» в клубочек (сгибают спинку).
- Что или кто так напугал ежей? (обращение к зрителям)
Звучит спокойная музыка: опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.
Драматизация отрывков из сказок.
Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.
Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок», после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.
В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т. д.
Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. На примере сказки колобок (столик и герои и сказки)
Сегодня Вашему вниманию были представлены лишь некоторые приемы для развития диалогической речи.
Закончим нашу встречу режиссерской игрой - «Журналисты»
В роли журналиста я.
- скажите несколько слов о сегодняшней встрече?
-Какой момент нашей встречи, был для вас запоминающимся?
- А у Вас? У Вас?
Какие театрализованные приемы для развития диалогической речи есть в вашей педагогической копилке?
А у Вас? У Вас?
Перспектива оформить практический материал:
- стихи – диалоги
- игры – пантомимы
- сценарии этюдов
- речь с движением
- стихи – руками
Поставим точку нашему мастер – классу этюдом на выражение эмоций
И называется он «Вкусные конфеты» - угощаю конфетами
Ваша задача: передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
- По лицам вижу, что угощение вкусное.