Елена Старовойтова
Мастер-класс для воспитателей «Риторика как технология развития речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «АИСТЕНОК» П. ВЫГОНИЧИ
Мастер-класс для воспитателей на тему :
«Риторика как технология развития речи дошкольника»
Подготовила воспитатель
Старовойтова Е. А.
Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Риторика как технология развития речи дошкольника».
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Риторика как технология развития речи дошкольника“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм).
Задачи.
1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Эпиграфом к нашему мастер-классу будут служить слова :
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
А сейчас я прошу у вас помощи, мне нужно 6 добровольцев для участия в мастер- классе.
Т. к у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.
Но что бы наша игра не была скучной, я предлагаю каждому участнику на время мастер- класса перевоплотиться в одного из персонажей сказки. А вот что это за сказка, попробуйте угадать: Домик выстроен в лесу. Мышку он вместил, лису, и лягушку, зайку, волка. А медведь пришёл без толку — Мишка в домик влезть не смог — развалился …. Ответ: (Теремок).
Давайте вспомним героев этой сказки…
Каждый участник пусть возьмет ложку и выберет, кем же из сказки «Теремок» он будет. Сейчас эти маски скучные и безликие, поэтому предлагаю их раскрасить. Теперь приклейте эти маски на выпуклую сторону ложки. А что бы наши персонажи были еще наряднее, выберете пожалуйста подходящее туловище и так же приклейте к основанию ручки. Готово!
А сейчас я попрошу вас представиться, и буквально одним, двумя предложениями рассказать о себе или о своем характере, делая это от первого лица вашего героя и обязательно имитировать голос этого персонажа.
Ну что, поиграем, дорогие жители из сказки «Теремок»
***
И начнем мы с метода совместных рассказываний, где я использовала такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Будет здорово, если вы постараетесь закончить предложение не одним словом, а используя речевые обороты и делая предложение более развернутым. Попробуем?
- Пошел первый….снег, который мягко ложился на тротуар и крыши домов.
- Утром дети …
- Девочка Маша играет…
-Закончился последний…
-В это году обещают…
-Птица на ветке…
- Веселая песня…
***
Игровые упражнения «Рифмы».
К названным словам, подобрать рифмы:
ребята - котята;
картина - корзина;
вскачь - мяч,
птицы – спицы
диван-баян
подушка-кадушка
***
«Доскажи словечко».
- Посмотрите-ка, ребята, Ведь играют тут. (котята).
- Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели -это. (мяч).
- Очень чисто вымыт пол, На него поставим. (стол).
-Двухколёсный мчит без бед новый мой. (велосипед)
-По воде плывёт "лебёдка". Два весла. На речке. (лодка)
- Лает в клетке забияка. В конуре сидит. (собака)
***
- Молодцы, у вас все получилось.
- Следующее игровое упражнений «Почемучки».
- Я вам сейчас буду задавать вопрос, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».
- И так, начнем.
Почему улетают птицы?
• Почему зимой нельзя купаться?
• Почему засыхают цветы?
• Почему весной тает снег?
• Почему летом не носят шубы?
• Почему люди берут зонты?
• Почему пришел врач?
• Почему деревья мокрые?
• Почему мяч катится?
• Почему ребята не едят яблоки?
Следующий метод называется кинезиология.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.
- Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
«Если пальчики грустят»
- Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
(пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
(трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
(«моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,
(поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем.
(гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
(скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(каждый палец зажимаем в кулачке)
- Справились все, спасибо, отлично. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, мною в работе с детьми используется приём мнемотехники и мне хочется поделиться с вами опытом работы в его использовании.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, которая выражается в мнемотаблицах.
Сейчас мы с вами вспомним, как работает мнемотаблица.
А сейчас я вам прочту стихотворение К. Чуковского «Елка».
Были бы у ёлочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на ёлочке
Игрушки –
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Попробуйте сами составить к нему мнемотаблицу. Текст вы видите на зкране. Каждая строчка стихотворения соответствует отдельной ячейке в таблице.
У меня тоже есть вариант мнемотаблицы для этого стихотворения…предлагаю сравнить….
34
Этот метод развивает не только ассоциативное мышление, но и фантазию, т. к. к одному и тому же стихотворению или рассказу можно придумать много разных вариантов схем или рисунков.
- Молодцы, у вас все получилось.
Персонажей сказки можно вернуть в теремок…
РЕФЛЕКСИЯ
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в методических пособиях или интернете, но и бесконечно импровизировать, придумывать рифмы и предложения, разнообразные движения под хорошо знакомые стихи, потешки, песенки.
А сейчас я хочу обратиться к фокус группе: «Скажите пожалуйста, были ли упражнения, которые вызвали у вас трудности, задания, которые вам особенно понравились и вы хотели бы их использовать на занятиях с детьми, как вообще вам было в роли вашего героя?»
Спасибо за внимание!