Надежда Аширова
Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционной технике рисования «Как можно больше разнообразия»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для воспитателей
«КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РАЗНООБРАЗИЯ»
Нетрадиционная техника рисования.
Аширова Н. Х.
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (вилки, пластмассовые крышки, монеты, малярный скотч, гофрированный картон и т. д.). Гуляя по улице или в лесу можно найти много интересного: листочки, веточки туи, палочки, шишки и т. д. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Нетрадиционные техники рисования и необычные материалы и привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, пространственное мышление. Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта, рисование ладошками, рисование по мокрому листу бумаги.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками : тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + гуашь, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки, монотипия предметная.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники : рисование солью, песком, манкой; рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, кляксография обычная, пластилинография, граттаж.
С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать смешанные нетрадиционные техники рисования в одной работе.
Акварель — штука текучая и непослушная. Используя не всегда удобные свойства акварели, можно получить удивительные и неожиданные эффекты, создать «шедевры» в основном «по-мокрому». (Медведь на льдине, Дома на нашей улице, берёзовая роща).
Безусловно, какие-то «фишки» вам известны. Но, возможно, вы найдете для себя что-то новое и вдохновляющее на художественные подвиги.
Я с удивлением обнаружила, что скотч отлично по нескольку раз отклеивается от бумаги, а значит, его мы и используем как основу для трафарета. Его можно рвать руками на неровные полоски и «рисовать» лес. Отлично получаются любые геометрические композиции. В толщину скотча можно даже вырезать что-то более детальное, как, например, домики. Главное - этот трафарет не нужно дополнительно крепить и придерживать, и вероятность попадания под него краски не велика, если края хорошо пригладить. Кроме того, очень рекомендую закреплять скотчем лист по периметру перед началом рисования. Так он не «бегает» по столу, а рисунок сразу получается в аккуратной рамке.
Фасовочный пакет. Вы знали, что пленка тоже умеет рисовать? Достаточно постелить ее на мокрую акварель и подвигать. Получаются ледяные кристаллы или другого рода абстракции.
Соль по мокрой акварели. Посыпав соль на ещё влажный прокрашенный лист, можно добиться занятных эффектов. Средне-крупная соль при высыхании оставляет «снежинки» на синем фоне. На зелёном фоне получится полупрозрачная листва. Мелкая соль экстра засыхает практически намертво. Так можно добавить фактуры дороге, камню, создать галактику.
Монотипия (от моно… и греч. — отпечаток) — вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении гуашевых красок на идеально гладкую поверхность. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.
На гладкой поверхности, например, дощечке для лепки или на плитке рисуем пейзаж, например, солнышко, небо и полянку. Рисовать нужно очень быстро, чтобы не высохла краска, иначе отпечаток не получится. Затем накладываем лист бумаги, хорошо прижимаем. У нас с вами получится отпечаток. Но можно поэкспериментировать и получить другой отпечаток. Указательным пальцем левой руки придерживаем верхний угол листа, правой рукой начинаем постепенно приподнимать лист бумаги с противоположной нижней стороны. Получаются так называемые лучики.
Техника рисование с помощью гофрированного картона (ребром картона). С помощью стеки набираем краску, наносим её на нижнюю часть листа. С помощью гофрированного картона (ребром картона) нарисуем дома. Мелкие детали прорисовываем ватными палочками. Это крыши домов, окна, антенны.
Рисование вилками. Набираем вилкой краску и наносим её на лист бумаги. Быстрыми движениями руки начинаем делать отпечатки. С помощью вилок можно нарисовать забор, листву на деревьях, тюльпаны.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Литература:
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.
Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет из серии: Рисуем и познаём окружающий мир. - М., 2007.