Приложение МААМ

Мастер-класс для воспитателей «Использование скороговорок в развитии речи детей»

Любовь Салихова
Мастер-класс для воспитателей «Использование скороговорок в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей "Использование скороговорок в развитии речи детей"

Подготовила: воспитатель Салихова Любовь Александровна

Тема: Использование скороговорок в развитии речи детей.

Цель: Привлечь внимание к скороговоркам, как основному средству формирования у детей четкого произношения звуков и слов родного языка, развивать творческого восприятия ребенка.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование скороговорок в развитии речи детей“» размещена в разделах

Задачи:

1. Познакомить педагогов со скороговорками.

2. Развивать творческое воображение педагогов.

3. Способствовать развитию интереса к скороговоркам.

4. Воспитывать нравственные качества, необходимые для формирования взаимоотношения в ходе речевой, игровой деятельности.

Этапы:

1 этап. Организационный.

Цель - вызвать интерес к теме выступления.

2 этап. Практический,

Цель - познакомить со скороговорками.

3 этап. Заключительный.

Цель – подвести итоги и сделать выводы.

Ход мастер-класса:

Добрый день, коллеги!

Сегодня я вас познакомлю с методикой обучения скороговоркам.

Знание детьми скороговорок расширяет представления о своем языке, истории города и страны, её культуре и традициях. Это замечательное речевое

упражнение, которое учит правильному и четкому произношению. Каждая скороговорка несет в себе определенный характер, построение,

окраску и даже темп. Скороговорки родного края - важная составляющая часть работы по формированию патриотической компетенции личности ребенка.

Что же такое скороговорка? Это короткая фраза или небольшой текст, где содержатся сочетания звуков, наиболее затрудняющих быстрое произношение. Форма скороговорки может быть рифмованная и нерифмованная.

Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Ещё с давних времён «скороговорить», т. е. быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда их трудно даже просто произнести, а не то, что сказать в быстром темпе несколько раз. Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, поэтому скороговорки часто используются профессиональными актёрами, ведущими, дикторами для развития и совершенствования речевых навыков.

Скороговорки бывают сложные, быстрые, длинные, народные, а также делятся по звукам, которые в них используются.

Перед тем, как начать обучать детей скороговоркам, можно рассказать им стихотворение-призыв:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

После прочтения дети отвечают на вопрос «Так зачем же учиться разговаривать?». Воспитатель подытоживает, спрашивает, хотят ли дети научиться говорить правильно и внятно. Получив положительный ответ, педагог предлагает детям выучить скороговорки, которые помогут ребятам научиться говорить. Далее приступаем непосредственно к изучению скороговорок.

I. Медленно и отчетливо воспитатель проговаривает каждое слово и каждый звук до максимально четкого и быстрого произношения всей скороговорки.

Сшит колпак не по-колпаковски.

Вылит колокол не по-колоколовcки.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколоватъ, перевыколоколовать.

Дети пробуют произнести скороговорку обычным голосом, тоненьким, грубым, шепотом.

II. Небольшие скороговорки произносятся быстро на одном вздохе.

Семьпополомичирифитиривариховская (Это фамилия из 33 букв). Дети пробуют произнести её обычным голосом, радостно, грустно.

III. При заучивании скороговорок помогают жесты.

Пришел Прокоп - кипит укроп,

Ушел Прокоп - кипит укроп.

И при Прокопе - кипит укроп,

И без Прокопа - кипит укроп.

IV. Также помогает моторика рук.

На каждое слово или слог: сжимаем пальцы в кулаки; стучим ладонью по столу; хлопаем в ладоши.

Лекарь ларинголог легко вылечивал ларингиты.

V. Наглядность тоже помогает выучить скороговорку.

Король на корону копейки копил,

А вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

А вместо коровы корону купил.

VI. Скороговорки можно использовать в игре:

Игра «Паровозик»

Каждому дано по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вы должны последовательно называть каждый свое слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку. А теперь попытайтесь произнести всю скороговорку самостоятельно.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Игра в мяч

Играющие становятся в круг. Я в центре произношу начало скороговорки и бросаю мяч одному из игроков, который должен договорить конец и бросить мяч мне.

Скороговорки, которые можно использовать:

У ежа ежата, у ужа ужата.

***

Ярослав и Ярославна поселились в Ярославле. В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна.

***

Все скороговорки не перевыскороговоришь.

***

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб.

***

Королева кавалеру подарила каравеллу.

***

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

***

Черепаха не скучая чай сидит за чашкой чая.

***

Шесть мышат в камышах шуршат.

***

Саша шустро сушит сушки,

Сушек высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

***

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки,

Все четыре – большие болтушки.

Целый день на пороге избушки

Тараторили будто индюшки.

Замолкали на соснах кукушки,

Из болот выползали лягушки,

Тополя наклоняли макушки –

Услыхать, что болтают старушки.

***

Кощея щами не угощают.

На этом наш мастер-класс подошёл к концу. Надеюсь, что скороговорки заинтересовали вас, и у вас возникло желание попробовать использовать их в работе с детьми, если вы не делали этого раньше. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Использование скороговорок в развитии речи детей»
Опубликовано: 28 сентября 2021 в 22:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Использование скороговорок в развитии речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Салихова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД