Любовь Салихова
Мастер-класс для воспитателей «Использование скороговорок в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей "Использование скороговорок в развитии речи детей"
Подготовила: воспитатель Салихова Любовь Александровна
Тема: Использование скороговорок в развитии речи детей.
Цель: Привлечь внимание к скороговоркам, как основному средству формирования у детей четкого произношения звуков и слов родного языка, развивать творческого восприятия ребенка.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование скороговорок в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скороговорки
- Темочки
Задачи:
1. Познакомить педагогов со скороговорками.
2. Развивать творческое воображение педагогов.
3. Способствовать развитию интереса к скороговоркам.
4. Воспитывать нравственные качества, необходимые для формирования взаимоотношения в ходе речевой, игровой деятельности.
Этапы:
1 этап. Организационный.
Цель - вызвать интерес к теме выступления.
2 этап. Практический,
Цель - познакомить со скороговорками.
3 этап. Заключительный.
Цель – подвести итоги и сделать выводы.
Ход мастер-класса:
Добрый день, коллеги!
Сегодня я вас познакомлю с методикой обучения скороговоркам.
Знание детьми скороговорок расширяет представления о своем языке, истории города и страны, её культуре и традициях. Это замечательное речевое
упражнение, которое учит правильному и четкому произношению. Каждая скороговорка несет в себе определенный характер, построение,
окраску и даже темп. Скороговорки родного края - важная составляющая часть работы по формированию патриотической компетенции личности ребенка.
Что же такое скороговорка? Это короткая фраза или небольшой текст, где содержатся сочетания звуков, наиболее затрудняющих быстрое произношение. Форма скороговорки может быть рифмованная и нерифмованная.
Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Ещё с давних времён «скороговорить», т. е. быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда их трудно даже просто произнести, а не то, что сказать в быстром темпе несколько раз. Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, поэтому скороговорки часто используются профессиональными актёрами, ведущими, дикторами для развития и совершенствования речевых навыков.
Скороговорки бывают сложные, быстрые, длинные, народные, а также делятся по звукам, которые в них используются.
Перед тем, как начать обучать детей скороговоркам, можно рассказать им стихотворение-призыв:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
После прочтения дети отвечают на вопрос «Так зачем же учиться разговаривать?». Воспитатель подытоживает, спрашивает, хотят ли дети научиться говорить правильно и внятно. Получив положительный ответ, педагог предлагает детям выучить скороговорки, которые помогут ребятам научиться говорить. Далее приступаем непосредственно к изучению скороговорок.
I. Медленно и отчетливо воспитатель проговаривает каждое слово и каждый звук до максимально четкого и быстрого произношения всей скороговорки.
Сшит колпак не по-колпаковски.
Вылит колокол не по-колоколовcки.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколоватъ, перевыколоколовать.
Дети пробуют произнести скороговорку обычным голосом, тоненьким, грубым, шепотом.
II. Небольшие скороговорки произносятся быстро на одном вздохе.
Семьпополомичирифитиривариховская (Это фамилия из 33 букв). Дети пробуют произнести её обычным голосом, радостно, грустно.
III. При заучивании скороговорок помогают жесты.
Пришел Прокоп - кипит укроп,
Ушел Прокоп - кипит укроп.
И при Прокопе - кипит укроп,
И без Прокопа - кипит укроп.
IV. Также помогает моторика рук.
На каждое слово или слог: сжимаем пальцы в кулаки; стучим ладонью по столу; хлопаем в ладоши.
Лекарь ларинголог легко вылечивал ларингиты.
V. Наглядность тоже помогает выучить скороговорку.
Король на корону копейки копил,
А вместо короны корову купил.
А этот король на корову копил,
А вместо коровы корону купил.
VI. Скороговорки можно использовать в игре:
Игра «Паровозик»
Каждому дано по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вы должны последовательно называть каждый свое слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку. А теперь попытайтесь произнести всю скороговорку самостоятельно.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Игра в мяч
Играющие становятся в круг. Я в центре произношу начало скороговорки и бросаю мяч одному из игроков, который должен договорить конец и бросить мяч мне.
Скороговорки, которые можно использовать:
У ежа ежата, у ужа ужата.
***
Ярослав и Ярославна поселились в Ярославле. В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна.
***
Все скороговорки не перевыскороговоришь.
***
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб.
***
Королева кавалеру подарила каравеллу.
***
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
***
Черепаха не скучая чай сидит за чашкой чая.
***
Шесть мышат в камышах шуршат.
***
Саша шустро сушит сушки,
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
***
Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре – большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Из болот выползали лягушки,
Тополя наклоняли макушки –
Услыхать, что болтают старушки.
***
Кощея щами не угощают.
На этом наш мастер-класс подошёл к концу. Надеюсь, что скороговорки заинтересовали вас, и у вас возникло желание попробовать использовать их в работе с детьми, если вы не делали этого раньше. Спасибо за внимание!