Анастасия Чагина
Конспект мастер-класса для воспитателей «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- показать значение гимнастики, как одного из средств профилактики заболеваний органов дыхания ;
-познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;
- обучить приёмам проведения дыхательных упражнений.
Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер – классе, тема которого «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста»
Публикация «Конспект мастер-класса для воспитателей „Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Я предлагаю вам познакомиться и научиться правильно выполнять дыхательные упражнения, чтобы в дальнейшем использовать эти знания в работе с детьми.
Каково же значение дыхательной гимнастики? Попробуем ответить на данный вопрос?
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем — ОРВИ, ОРЗ, коронавирус. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание укреплению и оздоровлению организма. Значительную роль в этом играет дыхательная гимнастика. А еще без правильного дыхания невозможна и хорошо звучащая речь!
Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах Б. С. Толкачёва, А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, используется оздоровительное дыхание по системе йогов и другие.
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.
В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений.
При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
2. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
3. Перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться.
4. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
5. Выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, динамической восприимчивости, психологического состояния, характера нарушений и коррекционно-педагогических задач.
6. Дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой. Нагрузку увеличивают за счет большего количества повторений упражнений или замены более простых на более сложные (выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей).
7. Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
Остановимся на особенностях использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:
1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.
2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Все упражнения имеют игровые названия, например: «Костер», «Насос» и так далее.
3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.
4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в любой двигательной деятельности детей; в домашних условиях.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.
А сейчас давайте перейдём к практической части мастер-класса.
Я хочу представить вашему вниманию упражнения из дыхательных упражнений, используемый мной в работе с детьми.
Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.
Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
1. Вдох и выдох через нос.
(Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный).
2. Вдох через нос, выдох через рот.
(Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами).
3. Вдох через рот, выдох через нос.
(Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги, перышко).
4. Вдох и выдох через рот.
(Если упражнение не получается, зажать нос пальцами).
5. Комбинированный вдох.
Задержка дыхания, выдох через нос.
Задержка дыхания, выдох через рот
(слегка приоткрытый).
Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.
Хочу вас познакомить и не только, хочу вас обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям.
«ЧАСИКИ»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
«КАЧЕЛИ»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
«НАДУЙ ШАРИК»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
«ПЕТУШОК»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».
Кроме дыхательных упражнений с движениями, можно и нужно проводить статичные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.
Я предлагаю вам самим выполнить упражнения. Для вас я подготовила оборудование, которое необходимо для упражнений. Давайте попробуем. Есть желающие?
(Воспитатели пробуют всевозможные упражнения).
1. Шарик в стакан (кто больше соберет стаканчиков шариком во рту)
2. Собери по цвету (трубочкой собираем шарики в стакан)
3. Задуй свечи (выставить свечи и трубочкой задувать)
4. Перышко(
5. «Воздушный футбол». (Дети играют парами: поочерёдно дуют через соломинку на шарик. Цель — загнать его в ворота противника)
6. Выложи цветок или форму (трубочкой вдыхать и выдыхать цветные шарики)
7. Воздушный тренажер (
8. Дуть в дудку
А теперь я предлагаю вам вместе сделать тренажер для дыхательной гимнастики так как сейчас весна все распускается сделаем небольшой букет (стаканы, трубочки, спица, перчатки, скотч, цветы)
Также это могут быть всевозможные наклейки (фрукты, овощи, транспорт, эмоции и т. д.)
Уважаемые коллеги!
Я продемонстрировала вам несколько способов Дыхательной гимнастики для работы по развитию детей дошкольного возраста. Очень надеюсь, что мой мастер – класс был для вас полезен!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!