анжела бекоева
Конспект мероприятия для воспитанников старшей группы на тему «Быт осетинского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Мероприятие проходило в музыкальном зале детского сада
с подгруппой детей в количестве пяти человек.
Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом её изготовления и использования человеком в быту.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с кухонной утварью осетинского народа : очаг, стол, посуда, рога тура
Закрепить знания детей об истории посуды, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана;
Развивающие:
Развивать художественно-творческие способности детей.
Развивать мелкую моторику, умения работать с глиной.
Публикация «Конспект мероприятия для воспитанников старшей группы на тему „Быт осетинского народа“» размещена в разделах
Развивать пространственные ориентиры (верх – низ; лево – право).
Воспитательные :
Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением посуды;
- Беседа о посуде;
- Изготовление тарелочек из глины;
Ход занятия: Организационный момент
Приветствие: Сабит м ныййарджытт, у райсом хорз!
гас цу!
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о быте осетинского народа в прошлом.
И начнет знакомство нас с осетинским бытом родительница Кристина.
Родитель: Осетинское слово «х дзар» имеет два значения, в широком смысле оно означает «дом, жилище», а в узком - главное жилое помещение, где горит очаг, именуемый по- осетински «къона».
Воспитатель : Ребята, давай те повторим х дзар это - дом, а къона это - очаг.
(дети повторяют)
Родитель: Х дзар по линии очага делился на две части: правую (мужскую) и левую (женскую).
Здесь же, традиционный трехногий столик («фынг»).
На женской половине дома была расставлена домашняя утварь - деревянная посуда, рога для напитков, глиняные кувшины и др. У очага стоя лалюлька для ребенка, ящик для хранения посуды, корыто («арынг»). Здесь ежедневно готовили пищу, делали сыр и другие продукты длительного хранения, ткали сукно, шили одежду и т. д. К х дзару примыкала кладовая («къ биц», в которой единолично распоряжалась старшая хозяйка («фсин»).
Воспитатель : Ребята, давайте слепим из глины необходимую для хозяйства утварь.
Процесс лепки.
В ходе лепки родитель продолжает знакомить детей с жизнью осетинского народа. Основной пищей человека являлись хлебные изделия. Самое первое место, до недавнего времени, занимал кукурузный чурек – кардзын.
Из кукурузной муки делали тесто и запекали лепешки в горячей золе. Они были очень вкусные и ели их с холодным молоком. До сих пор многие осетины пекут чурек. И сейчас их уже продают в хлебных магазинах.
Как раньше, так и сейчас любимой едой остаются осетинские пироги, которые делались с разной начинкой :
Воспитатель : Ребята, с каких начинок вы знаете пироги?
(Ответы детей)
Родитель: Правильно
• Уалибах (с сыром)
• Картофджын (с картошкой)
• Ц х раджын (со свекольными листьями).
Традиционная форма пирогов круглая. Круг, как символ «земли – бесконечности – законченности).
Число 3 связано с важнейшими категориями жизни:
• Бог
• Солнце
• Земля.
После пирогов идет мясная пища: баранина, говядина.
Самое популярное мясное блюдо - это шашлык. Ребята, а вы знаете как шашлык по осетински?
- Да, физон г
Родитель: Правильно. Его готовили из мягких частей баранины или говядины на железном или деревянном шампуре – уахст, над раскаленными древесными углями. И сейчас мы с вами будем лепить три пирога и шашлык.
Процесс лепки.
В ходе работы родитель продолжает беседу. Очень любят осетины готовить блюда и из курицы. На стол к трем пирогам подается отварная целиком курица.
Часто готовили блюда из фасоли. (Дзарна -отваривают зерна кукурузы, пшеницы, ржи и фасоли).
Большой популярностью в осетинской кухне пользуются и молочные продукты (кефир, масло, сыр, сметана, дзыкка).
А еще, ни один праздник, ни одно пиршество не проходило и не проходит без осетинского пива (баганы) и кваса (къуымал).
Воспитатель : Ребята, давайте рассмотрим наши работы и сделаем вывод:
1. Вам понравилось лепить из глины?
2. А как называются три осетинских пирога? (ответы детей)
3. А кто у вас дома готовит пироги? (Ответы детей)
4. Вы поделитесь со своими родителями новыми знаниями?