Ирина Еловикова
Мастер класс для учителей-логопедов «Использование кубика Блума в развитии связной речи детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для учителей-логопедов на тему «Использование кубика Блума в развитии связной речи детей с ОВЗ»
Технологическая карта мастер-класса
«Использование кубика Блума в развитии связной речи детей с ОВЗ»
№ содержание Информация участника
1. Ведущий Учитель-логопед Еловикова Ирина Георгиевна
2. Тема «Использование кубика Блума в развитии связной речи детей с ОВЗ»
Публикация «Мастер класс для учителей-логопедов „Использование кубика Блума в развитии связной речи детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Цель Актуализация творческих приемов в развитии речи с помощью сказочного материала
4. Задачи - Познакомить с основными методами и приемами развития речевой деятельности у детей с помощью сказочного материала на основе игровых технологий;
- научить педагогов игровым и творческим приёмам развития связной речи;
- повысить педагогическую компетенцию специалистов в вопросах речевого развития дошкольников.
5. Используемые технологии Игровые технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Технология ТРИЗ – теории изобретательских задач
Социо-коммуникативная технология
6. Целевая аудитория Учителя-логопеды
7. Краткое описание мастер класса 1. Вступительная часть.
2. Практические задания для актуализации сказочного материала, подготовка аудитории к восприятию нового материала.
3. Теоретические тезисы о структуре сказки. Самостоятельные упражнения педагогов для усвоения новых приемов развития речи у детей.
4. Заключительная часть, рефлексия.
Мастер класс на тему «Использование кубика Блума в развитии связной речи детей с ОВЗ»
Китайские ученые выяснили, что зависимость от гаджетов снижает креативность мышления.
В современной педагогике все шире распространяется идея реджио-подхода в воспитании детей. Ребенок может представлять свои идеи и мысли разными способами. Как писал основатель реджио-подхода в педагогике Лорис Малагуцци: «Ребенок – не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше вытащить».
Наша задача, и педагогов и родителей, как можно больше задавать открытых вопросов и почти не задавать закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет».
Мы должны побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её. Интерес ребёнка теряется, если мы начинаем говорить то, что он уже знает. Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.
"Кубик Блума" - один из популярных практических приемов, развивающий критическое мышление детей. Разработал метод Бенджамин Блум - американский ученый и психолог - педагог. Этот метод помогает детям решать проблемные вопросы самостоятельно, опираясь на уже полученные знания и умения, а также используя опыт, наблюдательность, логику и творческое мышление. Мы решили применить его в работе над развитием воображения и связной речи у детей подготовительных групп.
Бенджамин Блум объединил основные образовательные цели в несколько групп:
закрепление и анализ полученных знаний;
эмоциональный отклик учащихся на полученные знания;
использование полученных знаний на практике.
Велика роль сказочных историй в развитии умения задавать вопросы.
Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но ведь намного сложнее сформулировать вопрос от имени сказочного персонажа или вопрос, обращенный к самому герою! Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытие.
Вопросы Блума: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись – мы использовали применительно к знакомым сказкам.
Сначала в анализе сказки педагог задавал репродуктивные вопросы детям – назовите главного героя сказки, кто был храбрым в этой сказке, вспомните сказки со словом «внучка» и т. д. Затем предлагались вопросы практической направленности – придумай, какую телеграмму вы бы отправили Кроту от Дюймовочки? Предложите, как можно помочь Зайцу из сказки «Заюшкина избушка», если петушок заболел?
Вопросы для формулирования причинно-следственных связей: почему Емелю нельзя назвать положительным героем? Почему говорят «Василиса Прекрасная»? Какими словами вы можете назвать девочек в вашей группе?
Практика показала, что хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
«Придумай» - это творческие вопросы, содержащие элемент предположения и выдумки. Дети развивают стратегическое мышление (что будет, если., придумай, как.). Как бы изменились события в сказке «Гуси-лебеди» зимой? Что бы случилось с Иваном-царевичем, если бы ему встретился не волк, а другой помощник?
«Поделись» - вопросы для анализа и оценки событий, поведения героев. Каждый из вопросов обязательно должен апеллировать к эмоциям ребенка. Альтернативные варианты вопросов: что вы чувствуете, когда., почему вы выбрали. Например: Что вы почувствовали, когда Морозко наказал жадную сестру и мачеху? Как по-другому можно закончить сказку?
Этот метод учит детей анализировать и интерпретировать информацию, строить гипотезы и отстаивать собственную точку зрения. Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать. Так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства.
Вопрос аудитории: Как вы думаете, что предшествовало работе по использованию кубика Блума на занятиях?
Предлагается слайд с алгоритмом узнавания отрывков из сказок, их названий, волшебных предметов и т. п.
Педагоги проигрывают все этапы повторения знакомых сказок.
Уточняются приемы использования кубика в беседе по сказке «Заюшкина избушка», аудитория предлагает свои варианты ответов на вопросы:
Назови всех героев сказки.
Объясни, почему лиса выгнала зайца?
Поделись, каким ты считаешь зайца?
Почему заяц сам не смог выгнать лису?
Предположи, что было бы, если бы лиса не испугалась петушка?
Придумай другое продолжение сказки.
Рефлексия:
- Какие еще сказки вы могли бы обсудить с детьми с помощью кубика Блума?
Понравилась ли вам эта идея?
Какие трудности вы видите в использовании кубика с детьми с ОВЗ?
Когда еще можно применять вопросы Блума на занятиях?
Литература:
• Сакович Н. А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007.
• Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004.
• Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй: Прогресс; М. ; 1990.
• Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. : ЛГУ.
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой, изд-во «Фолио», 2000.