Елена Жибинова
Мастер-класс для родителей «Экспериментируем дома»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экспериментируем дома»
Воспитатель: Жибинова Е. А.
Цель: создание условий для формирования представления у родителей об экспериментирование дома.
Задачи:
- Формирование у родителей знаний о значении опытов для развития ребенка;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Экспериментируем дома“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность.
Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге. Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!
- Откуда берется снег?
- Почему в дырках ничего нет?
- Почему птица летает, а змея ползает?
- Откуда приходит дождь?
Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения детского экспериментирования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира, положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными, поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких педагогических позиций, как:
- партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе»);
- передачи опыта («Люди обычно это делают так»);
- обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»).
Часто дети затрудняются самостоятельно формулировать выводы, поэтому детей нужно побуждать к этому. Роль родителей в этом случае – заинтересовать и увлечь ребенка поиском, создать условия для самостоятельного решения проблемной ситуации, активизировать мышление, побуждать к возникновению вопросов и поиску ответов на них при общении с педагогом, родителями сверстниками. Далее дети сами проявляют инициативу и творческий подход к экспериментам.
Для экспериментирования необходимо использовать предметы и вещества, не опасные для жизни и здоровья детей.
Так, например, при уточнении понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; формирование представления о кислороде и углекислом газе; о значимости воздуха в жизни человека можно провести следующие эксперименты :
1. Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха. Вывод: воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером.
2.“Подводная лодка из яйца”.
В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
3. “Подводная лодка из винограда”.
Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать)
4. -«Волшебные цветы»
Есть у ученых, такое интересное слово – Гипотеза.
Кто знает, что обозначает это умное слово? Гипотеза – это предположение, которое еще не доказано. Давайте выдвинем гипотезу (попробуйте что-то доказать про бумагу и воду). Давайте докажем, что разные виды бумаги впитывают воду с разной скоростью.
В этом нам помогут цветы из разных видов бумаги.
Ваши квадраты нужно путем сгибания разделить на 4 части, так чтоб получился маленький квадрат (работа по схеме). Я покажу как, вы сделаете на столе.
Берем ножницы, держим за уголок, в котором все стороны соединены. И от середины стороны, закругляя, режем по направлению к верхнему углу. Тоже проделываем с другой стороны. Раскройте ваши изделия. Что у вас получилось?
А где растут настоящие цветы? Кому они нужны? (Как пища для насекомых, как укрытие)
Давайте спрячем изображение насекомого в ваш цветок, поместив его в центр. Сгибаем лепестки таким образом, что бы они все встретились в середине цветка.
Сейчас мы проверим свойства бумаги. Как вы думаете, какие цветы быстрее намокнут? А что с ними произойдет?
На счет три, все вместе опускаем все цветы в воду.
Что происходит с цветами? Цветы в воде распускаются.
Цветы из какой бумаги распустились быстрее? Какие последними?
Почему цветы из разной бумаги распустились не одновременно?
Бумага состоит из волокон, когда волокна сухие, лепестки сложены. Когда волокна впитывают воду, они разбухают, увеличиваются, это заставляет лепестки раскрываться.
И так, мы с вами доказали гипотезу, что разные виды бумаги впитывают воду по-разному с разной скоростью.
Что вы можете сказать о газетной бумаге (тонкая газетная бумага намокает быстро, цветок раскрывается мгновенно). Почему так происходит? У других видов бумаги волокна более толстые, они впитывают воду медленно. Какая бумага будет лучше впитывать воду?
5. «Волшебное молоко»
Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, нам понадобятся:
- цельное молоко - пищевые красители разных цветов - любое жидкое моющее средство - ватные палочки - тарелка
Обращаю ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным.
Итак:
Наливаем молоко в тарелку. Добавляем в него по несколько капель каждого красителя. Стараемся делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь возьмем ватную палочку, окунем ее в средство и прикоснемся ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Объяснение опыта:
Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.
6. «Радуга»
Интересный опыт, который не требует больших денежных вложений, яркий и захватывающий. Всё, что потребуется это сахар, от 3 до 5 стаканов, пишевая краска разных цветов, шприц или простая столовая ложка.
Проведём эксперимент : добавьте в 1 стакан 3 столовые ложки сахара, во 2 – 4 ложки, в 3 – 5, и т. д.
Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. теперь добавьте в кажлы стакан по 3 столовые ложки воды. Перемешайте. Добавьте немного красной краски в 1 стакан, немного жёлтой во 2, зелёную в 3, синюю в 4 и т. д. снова премешайте.
В первых двух раствориться быстро и полоностью, а последующих не полностью и долго
Теперь возьмём шприц или столовую ложку, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в стакан. Первый слой будет синим, потом зелёным, жёлтый и красный. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои,из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды
В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет с стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
Итог:
Роль родителей в этом случае – заинтересовать и увлечь ребенка поиском, создать условия для самостоятельного решения проблемной ситуации, активизировать мышление, побуждать к возникновению вопросов и поиску ответов на них при общении с педагогом, родителями сверстниками. Далее дети сами проявляют инициативу и творческий подход к экспериментам.
Спасибо за внимание!