Ева Борисовна Мелконян
Мастер-класс для родителей в первой младшей группе на тему «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная часть
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования»
Цель:
- Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
- Формирование познавательной активности ребёнка.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для родителей в первой младшей группе на тему „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
- Побуждать родителей к поддержке интереса и любознательности детей; умение находить общие интересы и занятия
- Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.
Участники «Мастер — класса» :
родители воспитанников и воспитанники младшей группы.
Предварительная работа:
Организация пространства для проведения «Мастер — класса».
Подготовка материалов:
-рабочее место для каждого ребенка с родителем;
- пальчиковые краски (листы, трубочки для напитков, пластиковые бутылки, тарелочки, вода, салфетки);
- телевизор для просмотра слайдов;
- запись спокойной мелодии для фона;
Ход «Мастер — класса»
Ведущий (Мелконян) :
- Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады, что нашли время и пришли на наш мастер-класс, надеюсь, что Вы узнаете много интересного и полезного для себя.
Сегодня мы хотим показать вам мастер-класс, ориентированный именно на возраст наших детишек. И мы с вами будем рисовать и использовать нетрадиционный материал так, чтоб вы посмотрели и взяли что-то себе на заметку; как вы сможете играя рисовать с детьми, как заинтересовать и вызвать эмоциональный отклик, и как следствие - отличное настроение.
Но сначала, мы хотели бы немного рассказать вам, что такое нетрадиционное рисование.
"Занятие нетрадиционным рисованием - самое большое удовольствие для ребёнка. "Игры" с красками приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. В такой деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления об окружающем его мире".
Всестороннее творческое развитие полезно и нужно всем детям. Но далеко не все дети любят рисовать, а вот техника рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.
Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать.
Ведущий (Зеленцова) :
- Хотелось познакомить Вас с некоторыми нетрадиционными техниками.
Техника "Пальцеграфия"
"При такой технике мы пользуемся только пальчиками, поэтому она так и
называется. Пальчики окунаются в тарелочку с краской и потом мы наносим рисунок.
В тоже время рисовать руками для малыша очень полезно – развивается мелкая моторика, ребенок учится координировать движения рук, изучает цвета, экспериментирует с оттенками, смешивая краски и получая новые цвета, проявляет свою фантазию. К тому же рисуя ладошками, ребенок получает еще и хороший рефлекторный массаж, ведь на ладошках множество нервных окончаний.
Слайд с пальцеграфией
Ведущий (Мелконян) :
Техника "Кляксография"
Кляксография – это дорисовывание нанесённой на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения. Нетрадиционные формы рисования вызывают живой интерес у детей. Рисунки создаются с помощью капель различной природы. Полученные изображения могут быть дополнены фрагментами традиционных или нетрадиционных техник. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Рассмотрим "инструменты" для получения клякс:
пипетки: капаем краску на лист. затем берём трубочки и дуем на кляксу, выбирая
ей направление. И в итоге получается изображение, которое можно дополнить.
Можно получить замечательные рисунки.
поролон: окунаем губку в краску и выжимаем (пальчиками). Далее действуем также
как при работе с пипетками;
кисти;
Слайд с кляксографией
Прежде чем перейти на рaботу, мы сами приготовим краску своими руками.
Пальчиковые краски имеют ряд преимуществ:
• во-первых, они не токсичны и безвредны;
• во-вторых, без труда смываются и отстирываются;
• в-третьих, у этих красок плотная консистенция, благодаря которой они не растекаются, что позволяет ребенку рисовать на любой поверхности, даже на собственном животике!
Рецепт приготовления чрезвычайно прост – мы берем 2 стакана муки, добавили 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки масла растительного дезодорированного и перемешиваем с помощью миксера, вливая тонкой струйкой 1,5 стакана воды. Получается однородная масса без комочков. Затем мы разливаем полученную массу по баночкам и мисочкам. И добавляем разные пищевые красители. Содержимое баночек еще раз перемешали. Пальчиковые краски готовы.
Ведущий (Зеленцова) :
Техника "Паутинка" или «Ниткография»
При использовании этой техники применяются различные по фактуре нитки
(хлопчатобумажные, мулине, шерстяные) и мягкие лески: "инструменты" окунаются в
краску и прикладываются к бумаге.
Слайд с паутинкой
Ведущий (Мелконян) :
Техника «Граттаж» или «Воскография»
"Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как "Цап-царапки". Детям очень нравится это смешное название и они легко запоминают эту технику. Техника в выполнении проста, состоит из трёх этапов. Все этапы подготовки листа к работе интересны и вызывают у ребёнка интерес и воспитывают внимание, усидчивость, чувство последовательности и умение доводить начатое дело до конца. Ребёнок познаёт многообразие окружающего мира, а также расширяет кругозор и проводит познавательно-исследовательскую деятельность.
Слайд с граттажом
Ведущий (Зеленцова) :
Техника «Монотипия»
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один,единый и tupos - отпечаток).
Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое.
Слайд с монотипией
Ведущий (Мелконян) :
Техника «Штамповки»
Рисование штампами привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью…
А главное то, что рисование штампами играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Материалы для самодельных штампиков окружают нас на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно.
Например:
- Поролон
- Овощи, фрукты…
Но для начала стоит попробовать реализовать несколько распространенных и отлично зарекомендовавших себя идей.
Ведущий (Зеленцова) :
В процессе рисования с малышами можно использовать следующие виды штампов:
1.«Штамповка пластиковой бутылкой».
Ведущий: Для данного вида штамповки нам понадобиться:
- бутылки пластиковые (у них дно рельефное)
- посуда (которую не жалко)
- вода
- гуашь (можно разных цветов, мы взяли розовую для цветов.
1. Добавляем в посуду примерно столько гуаши (показываем)
2. Воды добавим совсем немного, чтобы слегка развести гуашь. Надо, чтобы смесь покрыла дно посуды.
3. Размешиваем кисточкой нашу смесь воды и гуаши. Получаем однородный цвет.
4. Теперь берем бутылку и окунаем в нашу смесь.
5. Ставим на бумагу и получаем вот такой рисунок. Мы заранее нарисовали веточки, а дети сделали несколько отпечатков дном бутылки. Детям не терпелось макать бутылкой в гуашь. Мы нарисовали цветы, но идей очень много, например «Гусеница», «Вишенки», «Яблоня» и многое другое.
Ведущий (Мелконян) :
2. Следующий вид "Штамповка из пластилина".
Очень просто и доступно сделать штампики из пластилина. Нанесите ровным слоем пластилин на деревянный или пластмассовый брусочек, кубик, детальку от детского конструктора. При помощи любого острого предмета изобразите на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов! Если у вас есть покупные штемпельные подушечки разных цветов, то используйте их. Если нет, сделайте штемпельную подушечку сами. Для этого на губку для мытья посуды равномерно нанесите небольшое количество краски. Приложите штампик к губке с краской, теперь сделайте им отпечаток на бумаге.
Ведущий (Зеленцова) :
3. Следующий вид «Штампики из деталей конструктора Лего».
В качестве основы для печаток хороши крышки от пластиковых бутылок, пробки, ластики, маленькие дощечки, спичечные коробки, кубики и детали конструкторов типа «Лего» (впрочем, последние сами по себе уже являются неплохими штампиками). Прикладываем лего, пробки, крышки к краске и делаем отпечаток.
Отличные печатки получаются из обычных резинок для денег, если наклеить их на основу, изогнув в форме квадрата, треугольника, кружка, звезды, змейки и т. д.
4. Баночки и бутылочки с разными конфигурациями и диаметрами горлышка и дна – это готовые штампики. К примеру, донышки пластиковых бутылок дают замечательные оттиски цветка или солнышка.
Ведущий (Мелконян) :
5. Воплотить те же образы немного в другом виде поможет расщепленная на конце коктейльная соломинка – чем глубже разрезы, тем длиннее отпечатки лепестков-лучиков.
Видов штамповки очень много, все зависит от вашей фантазии.
Рисование штампами способствует развитию у ребё нка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
И в заключении мастер-класса, мы Вам хотим сказать: "Совершенно не важно, в
какой технике традиционной или нет созданы ваши работы. Важно то, что Вы делали
их совместно со своими детьми. Вы вместе окунаетесь в волшебную атмосферу
творчества. Совместная деятельность благотворно влияет на психологический и
эмоциональный климат семьи. " И, главное, овладев такими несложными
нетрадиционными техниками, Вы всегда сможете, при необходимости, Вместе с детьми подготовить подарки для родных, близких и друзей.