Татьяна Орлова
Мастер-класс для родителей «Развитие связной речи у дошкольников»
Мастер-класс для родителей «Развитие связной речи дошкольников»
Цели: помочь родителям в развитии связной речи своих детей.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Можно красиво и со вкусом одеться, сделать модную стрижку, укладку, иметь безукоризненный маникюр, ездить на хорошей, дорогой машине и т. д., но когда вы начинаете говорить, есть два варианта. Либо вся красивая «мишура» начинает рассыпаться как карточный домик, и Вы становитесь совершенно не интересным. Либо Ваш интеллект, культура общения поднимают Вас на высокий «пьедестал».
-Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию связной речи.
Итак, какие факторы необходимо учесть, чтобы красивая и правильная речь несла ваши мысли, облачённые в слова, легко и свободно.
Прежде всего, это эмоциональная окраска речи. Она делает речь живой, насыщенной, мысль выражается более полно, законченно. Я предлагаю выполнить упражнение для выработки интонационной выразительности речи.
Каждый участник повторяет эту фразу, раз выделяя голосом следующее слово.
Наша Таня громко плачет.
А теперь вы будете произносить известную скороговорку, отвечая на мои вопросы и выделяя голосом нужное слово. Переставлять слова в скороговорке нельзя.
Купила бабуся бусы Марусе.
А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)
Б) Кому купили бусы (Купила бабуся бусы Марусе.)
В) Бусы Марусе сделали? (Купила бабуся бусы Марусе.)
Г) Бабуся подарила колечко? (Купила бабуся бусы Марусе.)
Следующие участники получают карточки, на которых написаны названия эмоций. Далее каждый по очереди произносит только одно слово "Здравствуйте" с интонацией соответствующей эмоции, написанной на карточке. Все должны отгадать, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Сожаление
разочарование
подозрительность
холодное равнодушие
спокойствие
заинтересованность
уверенность
желание помочь
усталость
волнение
энтузиазм
-А какие методы вы используете при заучивании с детьми стихотворений или составлении рассказов? (ответы участников)
Я хочу познакомить вас с технологией, которая показала свою эффективность в работе по развитию связной речи у детей. Она называется мнемотехника.
Овладение приемами мнемотехники помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же помогает делать более эффективным процесс развития связной речи детей дошкольного возраста.
Ещё К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Я предлагаю проверить это высказывание в действии.
Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить слова, которые я назову.
Радуга, дождь, машина, гроза, ветер, снегопад, птица.
— Повторите, пожалуйста, слова, которые я сказала. (Ответы родителей)
— Вы запомнили много слов. Сейчас мы усложним задание. Я назову слова ещё раз, а вы постарайтесь запомнить их по порядку.
Педагог ещё раз называет все слова.
— Повторите по порядку слова, которые я проговорила. (Ответы родителей)
— Все смогли запомнить? (Нет, не все)
— В чём возникло затруднение? (Не смогли запомнить слова по порядку)
— Не переживайте, давайте разбираться.
— Скажите, а что помогло бы вам запомнить слова по порядку? (ответы родителей)
Воспитатель
— Давайте попробуем вместе обозначить каждое слово символом, «зашифруем" его.
У участников листы бумаги, с расчерченными квадратами, в каждом квадрате рисуем символ одного слова. — (Можно рисовать одним цветом, нарисовать не весь предмет, а его часть)
— На что похожа радуга? (ответы родителей)
— Какой символ мы выберем для изображения радуги?
— Тогда я попрошу вас зарисовать этот символ в первом окошечке.
— Как вы думаете, каким символом можно обозначить слово дождь? (ответы родителей)
— Придумываем символ для слова машина. (Можно нарисовать машину, колесо, руль.)
— Следующее слово «гроза». Как можно изобразить грозу? (Нарисовать молнию.)
— Слово «ветер». Подумайте и представьте, как его можно обозначить. (Ответы родителей)
— Какие интересные вы назвали варианты, я тоже хочу предложить свой. Можно нарисовать голое дерево, которое сильно наклонилось. Вариантов достаточно, выбирайте.
— Следующее слово «снегопад». Что оно обозначает?
— Придумайте, как мы обозначим слово «снегопад»? (Нарисуем, что снежинка падает.)
— Давайте попробуем. Родители зарисовывают.
— Последнее слово у нас «птица». Вспомните, как вы изображали в детстве стаю птиц на своих рисунках? (Мы рисуем галочки.)
— Заполняем последнее окошко.
— Вот мы и «зашифровали» все слова. Теперь повторите все слова по порядку, глядя на эти символы.
Родители называют слова.
— Вам удалось запомнить и воспроизвести все слова по порядку? (Да, удалось.)
— Что вам помогло? (Символы, которые мы нарисовали.)
— Вы сами придумали и изобразили символы, с помощью которых можно легко запомнить слова. Это один из способов быстрого запоминания. Запоминать, а потом воспроизводить в речи можно не только слова, но и стихотворения и даже целые рассказы.
А теперь попробуем вместе разгадать зашифрованные пословицы и поговорки по картинкам.
Я думаю, вам поможет сегодняшний мастер - класс в развитии речи наших детей. Я желаю всем терпения и удачи.