Филенко Ольга
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук».
Цель:
Повышение родительской компетенции по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с дальнейшим использованием полученных знаний (игры, упражнения) в совместной деятельности детей и родителей.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
1. Показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.
2. Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Практическая часть:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы Вас собрали, что бы рассказать Вас что же такое мелкая моторика и для чего необходимо ее развивать?
Мелкая моторика рук – это ничто иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение.
Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках пальцев.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский
Почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. И если мы будем развивать мелкую моторику, то тем самым активизируем эти центры. Тем более что развитие мелкой моторики – важная часть подготовки ребенка к письму и школе, а так же развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.
Поэтому нужно уделять большое внимание развитию и совершенствованию мелкой моторики дошкольников.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т. д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Через пальцы ребёнок познаё т окружающую действительность: он исследует ими предметы, их свойства и качества (форма, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с раннего детства: массировать кончики пальцев рук, тем самым воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Необходимо ребенка как можно раньше приучать к простым элементам самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнуровки. Эти элементарные действия в повседневной жизни, так же способствуют развитию мелкой моторики.
В настоящее время наблюдается тенденция -у большинства детей идет отставание в моторном развитии. Они не умеют завязывать шнурки, поэтому родители покупают обувь на липучках или молнии. Если раньше дети вместе с взрослыми больше делали руками: перебирали крупу, вязали и вышивали, то сейчас этим мало кто занимается. Поэтому у них слабо развита мелкая моторика. В результате чего у большинства детей наблюдается неготовность к письму или проблемы с речью.
Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Предлагаем Вашему вниманию игры направленные на развитие мелкой моторики, которые можно использовать дома.
1. Пальчиковая гимнастика
Она решает сразу множество задач в развитии ребенка : способствует совершенствованию навыков мелкой моторики, развивает речь, память, внимание, мышление, воображение, развивает тактильную чувствительность.
Пальчиковая гимнастика может быть представлена как инсценировка действий пальцами рук Игр-потешек: «Сорока, сорока, кашу варила…», «Гуси, гуси…», или же инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок:
Котята
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
2. Игры с прищепками
Этот вид деятельности решает следующие задачи: развивает силу пальцев рук, пространственную ориентацию, зрительную и слуховую память, конструктивное мышление, стимулирует развитие речевого аппарата, словарного запаса.
Игры с прищепками могут быть представлены, как упражнения с речевым сопровождением: бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) :
Не шипи, сердитый гусь –
Я и так тебя боюсь,
Перестань сердиться –
Нам лучше подружиться.
Так же это могут быть игры-задания на развитие конструктивного мышления: «Кто больше нанижет прищепок», «Продолжи цепочку из прищепок», «Украсим коробочку (солнышко, ежик)», «Прицепи столько прищепок, сколько предметов»….
3. Игры с разноцветными камешками
Игра с разноцветными камешками решает так же много задач: развивает мелкую моторику рук, мышление, мышление, пространственную ориентацию, конструктивное и эстетическое воображение, фантазию и творчество.
Это могут быть игры на развитие воображения : «Изобрази свою любимую игрушку (цветок, конкретный предмет)», «Выложи букву (цифру, «Составь узор (дорожку)», «Дорисуй предмет», «Сделай по образцу».
Игра с цветными камешками так же может быть использована и в сенсорной коробке.
4. Игры с песком
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Она обладает почти неограниченными возможностями и способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяют успешно развивать психические и познавательные процессы, благотворно влияют на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
При работе с песком может быть использование миниатюрных фигурок: машин, сказочных персонажей, животных, ракушки, камешки… И, тогда, игры с песком не ограничены: «Я пеку, пеку…», «Ферма», «Дорога», «В некотором царстве…», «Угадай на ощупь», «Рисунки на песке» и т. д.
Возможно использование песка для формирования умения управлять вдохом и выдохом: игра «Песочный ветер»(с помощью трубочки для коктейля выдыхаем на песок). Возможна пальчиковая гимнастика на песке.
5. Игры с сыпучим материалом
Работа с крупами, макаронными изделиями и другим сыпучим материалом эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие, способствует пассивному массажу пальцев, развивает речевую сферу и мелкую моторику ребенка.
Можно использовать крупу и макароны для игр и манипуляций: «Золушка»(отделить один вид круп от других, «Археологические раскопки», «Угадай предмет», а можно создавать из них настоящие картины и пано.
6. Шнуровка
Шнуровка – это разновидность развивающей игрушки с отверстиями, предназначенными для продевания шнурка.
Шнуровки для дошкольников — это отличный инструмент для подготовки руки к письму.
Нанизывание различных предметов на веревочку (шнурок) отлично развивает не только руку, так же и мыслительные процессы: воображение, логику, мышление.
Шнуровки могут быть сюжетными: «Закончи картинку», «Пришнуруй недостающие детали»…
Возможно нанизывание цельных предметов на шнурок по определенным условиям (соблюдая последовательность по цвету, по нумерации и т. д, тем самым создавая определенные композиции.
Возможно соединение детелей, что бы получилась целостная композиция.
Сегодня Вы познакомились с различными видами деятельности, для развития мелкой моторики рук. Все они доступны и могут применяться в игровой деятельности детей в домашних условиях.
И помните, развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.
Очень надеемся, что наше занятие было для Вас интересным и полезным, и что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Спасибо за внимание!