Наталья Жирнова
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей, познакомить родителей с приемами и способами изображения.
Задачи:
• Дать родителям представление о видах нетрадиционной техники рисования с детьми.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Рисование. Все материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития их воображения, творческого мышления и творческой активности.
• Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию.
• Дать возможность родителям проявить свое художественное творчество, используя в своей работе понравившиеся изобразительные средства.
Форма мероприятия: мастер-класс для родителей.
Предварительная работа:
Изучение литературы по теме.
Организация пространства для проведения «Мастер- класса».
Подготовка образцов, изобразительного материала.
Составление конспекта, необходимого методического материала.
Организация выставки работ воспитанников по нетрадиционному рисованию.
Материалы и оборудование:
На столах находятся изобразительные материалы и инструменты: кисточки, акварель, гуашь, баночки с водой, листы белой бумаги, заготовки «луг», печатки из картофеля, клей-карандаш, ватные палочки, восковые мелки, палочки-царапки, влажные салфетки,
План проведения мероприятия:
1. Вступительное слово. Сообщение темы.
2. Выступление воспитателя «Значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для их развития».
3. Практическая часть.
4. Рефлексия.
5. Заключительная часть. Решение собрания.
Ход мероприятия
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас! Наша сегодняшняя встреча необычна. Сегодня мы не только поговорим с Вами о наших детях, сегодня Вы сможете проявить свою фантазию и творчество. Тема нашей встречи «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста».
Одна из задач на учебный год нашей группы: художественно-эстетическое развитие детей. Этому способствует, кроме многого другого, рисование. Рисование - одно из самых любимых занятий ребенка. Еще не научившись полно и ясно излагать свои мысли с помощью речи, ребенок начинает пятнышком, линией, цветом передавать на бумаге впечатления и фантазии. Изобразительная деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Поэтому сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и познакомимся с нетрадиционными техниками рисования для детей старшего дошкольного возраста, которые мы используем в работе с детьми.
Рисование имеет огромное значение в формирование личности ребенка. Это очень полезное и увлекательное занятие, с помощью которого ребенок познает секреты красок, карандашей, кисточек, мелков и учится замечать, что происходит вокруг и размещать на листке картона или бумаги то, о чем он думает. Рисование развивает интеллектуальные способности малыша, мелкую моторику рук, память, внимание, учит ребенка думать, анализировать, помогает закреплять знание о цвете и форме, соизмерять, сравнивать, сочинять, воображать, тренирует координацию движений глаз и руки. Всё это обязательно пригодится при обучении чтению и письму. Наблюдая за детьми, я убедилась, что они любят рисовать не только стандартно, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью ребёнка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а так же с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии. Рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребёнка. Прежде всего оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности.
Нам, взрослым, и в первую очередь родителям, необходимо развивать в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Я уверена, что вы, родители, тоже рисуете с детьми, но скорее всего это карандаши и фломастеры, иногда краски. Это, скорее всего, связано с тем, что дети оставляют запачканные столы, стулья, одежду и стены. Но детям в этом возрасте необходимо рисовать красками. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное, чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. А от рисования необычными способами дети получают еще больше удовольствия и радости.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми нетрадиционными техниками рисования для детей дошкольного возраста.
Существует множество нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать в дошкольном возрасте:
- рисование пальчиками, ладошкой,
- воском и акварелью,
- поролоном.
Большой популярностью у детей и педагогов пользуется рисование в технике:
- кляксографии,
- отпечатков,
- точечное рисование,
- набрызг,
- предметная монотипия и многие другие способы.
Печатание. Можно использовать: поролон, смятую бумагу, пенопласт, листья, ватные палочки и многое другое.
Понадобится: предмет, оставляющий нужный отпечаток, мисочка, гуашь, штемпельная подушечка из тонкого поролона, белая бумага.
Методика рисования: рисунок у детей получается в результате того, что ребенок прижимает предмет к пропитанной краской подушечке и потом наносит оттиск на белую бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вытереть штамп и поменять мисочку с краской.
Восковые мелки + акварель. Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Отпечатки листьев. Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Набрызг. Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5х5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Скатывание бумаги. Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой, затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Кляксография обычная. Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Практическая часть
Воспитатель: Я предлагаю сегодня всем нам стать на некоторое время необычными художниками. Мы увидим и узнаем много интересного, а так же многое сможем сделать своими руками. Готовы? Тогда начнем.
- Перед Вами лежат заготовки – это луг. Его нарисовали для Вас ваши детки. А нарисован он тоже необычным способом. Такая техника рисования называется «по мокрому». Мы сначала смочили лист бумаги водой, а потом рисовали акварельными красками.
- Послушайте загадку о сказке и назовите её.
Жил да был один купец, уважаемый вдовец.
Был он сказочно богат, но казне своей не рад.
Он в казне не видел прока, если сердце одиноко.
Торговался всё ж до ночи ради трёх красавиц дочек.
Их наряды на подбор – шитый золотом узор.
Словно лебеди плывут, разговор как нить ведут.
Старшие хотя бойчее, младшая купцу милее.
Как-то раз купец собрался, да и за море подался
за каким-то интересом: за прибытком аль привесом.
Долго за морем он был, наконец, домой приплыл.
Дочерям привёз подарки: старшеньким – каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок, чудный. (Аленький цветок.)
Конечно, это «Аленький цветочек». Сейчас нам с вами и предстоит нарисовать этот цветок.
Рисование мятой бумагой. Это первая нетрадиционная техника, которую мы сегодня испробуем.
Перед вами квадратный листок белой бумаги. Его надо смять так, чтобы получился бумажный комочек. Этим комочком, обмакивая его в красную гуашь и оставляя отпечаток на нашем луге, мы и нарисуем аленький цветочек. Затем кисточкой дорисуем стебель и листики.
(Родители рисуют мятой бумагой).
Слушаем следующую загадку:
Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая… (Бабочка).
Монотипия предметная (раздаю заготовки бабочек из бумаги).
- Способ получения изображения – складываем бабочку пополам. На одной половинке рисуем узор или просто закрашиваем густо красками. Затем снова складываем бабочку пополам, прижимаем и разворачиваем. Узор, который Вы нарисуете на одной стороне, отпечатается и на другой.
(Родители работают).
Отгадайте еще одну загадку:
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок,
А зовут меня … (цыплёнок)
Наш цыпленок только что вылупился из яйца. Ему одному очень скучно. Давайте поможем цыпленку и нарисуем для него много друзей!
Чтобы цыпленок получился пушистым, мы будем использовать технику рисования жесткой полусухой кистью.
Способ получения изображения: опускаем в гуашь кисть и ударяем ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Перед тем как начать рисовать разомнем немножко наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре пять (Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар)
Будем мы цыплят считать
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Раз – цыпленок на крыльце, (Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет)
Два – еще сидит в яйце,
Три – цыпленок самый смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый - маленький цыпленок,
(загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони).
Воспитатель: Познакомимся еще с такой техникой рисования, как черно-белый граттаж. Граттаж - это способ выполнения рисунка путём процарапывания или соскребания каким либо инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью. Другое название техники — воскография. Эта техника открывает много различных возможностей.
Возьмите в руки шпажку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
И словно фокусник - царапкой
Рисунок вы создайте свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой. (Тишкова Н. В.)
Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:
1. Натираем восковыми мелками всю площадь листа, равномерным слоем толщиной примерно 1-2 мм.
2. Наносим на всю приготовленную поверхность гуашь, даем высохнуть.
3. И самый интересный этап. Начинаем проявлять рисунок. При помощи палочки-царапки начинаем процарапывать рисунок.
Рассмотрите работы, выполненные в технике граттаж. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой техники? (Это линии, штрих, контраст)
А сейчас приглашаю Вас: творите на выбранном вами материале (бумага, дерево, пластик, выражайте свои мечты и мысли, дайте волю своей фантазии».
В ходе практического этапа мастер-класса выполнили также рисунки, используя такую нетрадиционную технику рисования, как оттиск печатками из картофеля.
Печатки я заготовила заранее, можно просто разрезать пополам. Печатка прижимается к мисочке с густой краской, либо краска наносится кисточкой и печатаем на листе бумаги. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Затем добавляются недостающие детали кисточкой или ватными палочками.
Молодцы! Сегодня мы использовали только некоторые нетрадиционные техники рисования. Теперь вы видите как это интересно! Изобразительное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию нужно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Я вижу Ваши замечательные работы в необычных техниках. Вы можете показать их вашим детям, и я уверена – им понравится ваше творчество!
Рефлексия. "Корзина пожеланий"
Всем участникам раздаются небольшие листы бумаги, предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим, при этом ни к кому конкретно не обращаясь, и опустить листок в «Корзину пожеланий». Затем воспитатель перемешивает все пожелания, и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.
Заключительная часть
Проект решения:
1. Продолжать развивать творческие способности детей с помощью нетрадиционных техник рисования в детском саду и дома.
2. Для родителей оформить картотеку игр на развитие творческих способностей детей.
3. В конце года оформить выставку детских работ по нетрадиционному рисованию.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша встреча.
Надеемся, что мастер – класс не прошел даром, и теперь вместе с детьми вы можете создать замечательные оригинальные работы. Благодарим за активное участие и творческую работу.