Романова Наталья
Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить вам мастер – класс для родителей.
Тема: «Развитие речевого дыхания».
Составила: Романова Н. С. ,учитель – логопед
ЦЕЛЬ: создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие речевого дыхания“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2017
Задачи: научить участников мастер – класса некоторым приемам развития правильного речевого дыхания; расширить представление о значении правильного речевого дыхания; упражнять в применении приемов развития правильного речевого дыхания. Участники мастер – класса : ведущая: учитель – логопед высшей квалификационной категории Черкунова Н. С. ; родители (законные представители) воспитанников.
Выставка пособий: зеркала; воздушные шары; мыльные пузыри; вата; воротца; шаблоны цветов, рыбок, паучков, листочков; «дорожки»; свистки; дудочки; кораблики; палочки; картотека забав для развития правильной воздушной струи.
Ход.
- Я (педагог, рада приветствовать Вас на мастер – классе «Развитие речевого дыхания». Задумывались ли Вы раньше, что помогает нам говорить? (Предполагаемые ответы родителей : голос, язык). Очень важна выработка правильного речевого дыхания. Что такое речевое дыхание? Мы все дышим и это процесс непрерывный, постоянный. И разговариваем мы тоже одновременно с дыханием. Поэтому очень важно, чтобы эти два важных процесса не мешали друг другу, а помогали. Человек делает вдох и выдох. Вдох короче выдоха примерно в 3 раза. Мы говорим фразы, как бы выдыхая их. У детей с речевой патологией часто наблюдается дыхание поверхностное, с подниманием плеч, шумное, прерывистое. Мы работаем над выработкой правильного речевого дыхания. Предлагаю Вам несложные упражнения. Мы научимся сначала дифференцировать вдох – выдох. Как это делаем с малышами на начальном этапе. Помогут нам его выполнить схемы дыхания.
Вдох – выдох носом:
Вдох – выдох ртом:
Вдох носом – выдох ртом:
Вдох ртом – выдох носом:
А теперь выполним несложный комплекс: 1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м).
4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать). 5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а….).
6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф….).
7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
8. Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Поупражняемся в выдыхании слов, фраз, предложений. Сделав вдох носом, на выдохе произнесем слово «солнце». А теперь фразу «солнце светит», а теперь «солнце светит ярко», «солнце светит ярко всем». Нужно отметить и необходимость сильной и правильной воздушной струи для коррекции звукопроизношения. Для каждого звука речи характерна определённая воздушная струя. Например: - для звуков «С», «З» - воздух проходит посередине языка, воздушная струя холодная; - для звуков «Ш», «Ж» - воздух проходит посередине языка, который «чашечкой» поднят за верхние зубы, воздушная струя тёплая; - для звука «Л» - воздушная струя проходит по бокам широкого языка, прижатого кончиком к верхним альвеолам; - для звука «Р» - очень сильная воздушная струя. Язычок на выдохе начинает вибрировать. Предлагаю произнести эти звуки и прочувствовать направление воздушной струи. Теперь произнесем с направлением воздушной струи в неправильном направлении (боковое, межзубное). Вывод: для получения правильного произношения дефектных звуков, наряду с коррекцией положения органов артикуляции, необходимо добиться и правильной, сильной воздушной струи. Для развития сильной воздушной струи рекомендую приобрести для игр дома: воздушные шары, ветрячки (вместе с родителями тренируемся работать с этими атрибутами, делая правильный вдох и выдох).Воздушная струя должна быть не только сильной, но и плавной. Для развития плавной воздушной струи рекомендую приобрести для игр дома: мыльные пузыри, вату, вырезать из бумаги шаблоны рыбок, цветов и т. п. (вместе с родителями тренируемся работать с этими атрибутами, делая правильный вдох и выдох).
Упражнение «Фокус». Положите ватку на кончик носа, широкий язык в положении «лопатка». Подуть на ватку плавно и с силой, чтобы ватка полетела вверх. То же из положения «чашечка». Загони мяч в ворота Предложить ребёнку подуть на вырезанный из бумаги круг, ватку из положения «лопатка», «трубочка» таким образом, чтобы данные предметы попали в предполагаемые ворота. Кто быстрее? На край стола положите палочки, ватки, шаблоны и т. п. Предложить устроить соревнование, кто быстрее свой предмет додует до назначенной цели, но с условием, что предмет не упадёт на пол. Виражи на столе нарисуйте, выложите нитками и т. п. извилистые дорожки. Предложите ребёнку дуть предмет (ватку, шаблоны, кусочек салфетки) по этой дорожке. «Охотник идёт по болотам» Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлё пать ладошками по щекам: получается хлопающий звук. Спасибо за то, что посетили мой мастер – класс. Надеюсь, что информация, полученная на нем, была для Вас интересной и полезной.