Шамшинова Дарья
Мастер-класс для родителей «Логопедические игры на кухне с использованием подручных материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство родителей с логопедическими играми и упражнениями, направленными на профилактику речевых нарушений у детей.
Задачи:
- сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка;
- привлечь внимание родителей к детской игре, как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном, развивающем и эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Логопедические игры на кухне с использованием подручных материалов“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры на кухне с детьми
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Мастер-классы для родителей
- Поделки из бросового материала
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на развитие речевых процессов ребенка.
Участники: родители, учитель-логопед.
Материал и оборудование : столы, стулья, подносы с манкой, карандаши, спички, нитки, макароны, пластилин, стаканы с трубочками, шумовые баночки, предметы для артикуляционной гимнастики.
Предварительный этап: Беседы, индивидуальные консультации.
Ход мероприятия:
1. Приветствие.
Добрый вечер, уважаемые родители. Очень приятно видеть вас сегодня здесь. Тема нашего мастер –класса «Логопедические игры на кухне».
Жизнь современного родителя перегружена : перегружена работой, бытовыми обязанностями, зачастую родителям не хватает времени заниматься с детьми. В основном дети заняты просмотром телевизоров, планшетов, иногда играют в игрушки самостоятельно. Реже читают сказки с родителями, а специально организованные игры на развитие речи большая редкость. Что же делать? Как же помочь ребенку развивать речь? Конечно с ребенком надо разговаривать.
Теперь встает вопрос, когда же это делать?
Каждая мама придя домой идет на кухню готовить. А что в это время делает ребенок? Идет за мамой. Это время и можно использовать для общения с ребенком, да и различных материалов для игр на кухне более чем достаточно.
2. Основная часть
Сегодня я хочу показать вам игры, которые можно играть на кухне.
Все игры я разделила на группы: игры на развитие мелкой моторики, игры на формирование правильной воздушной струи, игры на развитие звукового восприятия, игры на обогащение словарного запаса, игры на развитие грамматического строя речи.
Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Игры :
• Представим ситуацию, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так.
• Искать спрятанные в крупе мелкие игрушки
• Рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке,
• Делать аппликации крупой на пластилине или клее,
• Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, она будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
• Проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки,
• Нанизывать макароны на шнурок и т. д.
• Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления прост: стакан муки, стакан соли, пол стакана воды (ее можно подкрасить, можно добавить пару капель подсолнечного масла. Лепите на здоровье!
Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для крошечных пальчиков.
Игры на развитие дыхания
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
• Наберем в тазик воду, опустим туда кораблик, мячик и т. д.. Делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек.
• В емкость наберем воду и дуем в трубочку, затем можно усложнить задание, и предложить ребенку дуть в кисель, чем гуще кисель, тем сложнее упражнение.
• Остудим чай, дуем на чай. Дома мы можем налить ребенку чай, и попросить его остудить. Также делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек.
• Задуй свечку. Дома можно зажечь ребенку свечку и просить потушить. Но здесь важно ребенку объяснить, что свечку можно зажигать только со взрослыми.
• «Змейка», отрываем кусочек салфетки, кладем его на кончик языка и дуем.
• «Ах,как пахнет» понюхать и угадатьпродукт
Игры на развитие фонематического слуха
Сейчас немного хочется рассказать о фонематическом слухе. Часто различные трудности при обучении чтению и письму объясняются плохо развитым фонематическим слухом. А что же такое – фонематический слух и надо ли его развивать?
Все множество звуков, которые нас окружают можно разделить на неречевые и речевые звуки. И с первых дней жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые формируются вместе с образом предмета. Хлопнула дверь – звук связывается с дверью и в следующий раз, услышав такой звук, ребенок воссоздает образ двери и понимает, что это хлопнула дверь. Складывается определенная ассоциация. Услышав, как мурчит кошка, мы ассоциируем этот звук с кошкой и запоминаем эту связь.
Если же мы слышим слово, то оно воспринимается, как одно целое – название предмета, действия, признака. Слово создает определенный образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово.
Когда же надо это слово записать, нам необходимо разложить его на составляющие – буквы. Так вот, чтобы ребенок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит.
При несформированности речевого звукоразличения человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Кухня – подходящее место и для развития фонематического слуха.
• «Слушаем звуки»
Послушай и запомни звуки: размешать сахар в чашке, хлопнуть крышкой по кастрюле, прошуршать пакетиками со специями, погреметь горохом или манкой в стеклянной банке и т. д. Предъявляет сначала два звука, потом три и т. д. до 7-8 звуков. …
Ребенок отгадывает, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.
• «Звучащие баночки», «Что звучит?», «Найди пару».
Для этой игры понадобятся пластмассовые баночки или сшитые небольшие мешочки, разная крупа или мелкие предметы: ракушки, камешки.
Насыпать в баночки разные крупы. Потрясти баночку, отгадать, что там звучит. Определить одинаковые наполнители, составить пары. Ребенок выполняет действия, называет крупы.
• Включить запись звуков кухни. Детям нравятся современные гаджеты. Использование интернета в телефоне доставит много радости и большим и маленьким.
• «Повтори» Ребенок сидит на стульчике, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивает его по стакану, можно усложнить попросить ребенка закрыть глаза. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.
• Детям постарше можно предложить, поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем готовить Пирожки, Печень и картофельное Пюре, во вторник — Ватрушки или Вареники, суп с Вермишелью; в среду – сырники, рассольник и спагетти и т. д. Заодно и дни недели выучите.
• Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С] : салат, сырники, морс, суп). Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. Поэтому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
• Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.
• Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
- Кар-р-р-тофель или капусту?
- Помидор-р-ры или баклажаны?
Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги:
Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… (предлоги это наверно одно из самых сложных частей речи, детям тяжело в них ориентироваться)
А еще поиграйте так.
Для следующей игры выберите, пожалуйста, себе один овощ или фрукт. К то больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…
«Варим варенье» - предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т. д. и наоборот: черничное варенье из чего?
Подборка игр на обогащение словарного запаса.
Можно организовать игру «Я дарю тебе словечко». Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый- незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
«Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова (например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз).
«Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный, а затем он называет, что это было (лимон).
«Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» ( можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).
«Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка…
Подборка игр на развитие грамматического строя.
«Помощники»
Назови одним словом прибор, с помощью которого: варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире. Ребё нок: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.
«Большой – маленький»
Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. Булка- булочка, апельсин- апельсинчик, кастрюля- кастрюлечка и т. д.
«Великаны»
Нож- ножище, помидор – помидорище, батон - батонище.
«Готовим вместе»
Цель: Формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных. - Как будет называться блюдо? Варим кашу из манки, из риса и т. п. пюре из картошки, колеты из мяса; суп из курицы из грибов, из лука, из рыбы - и так далее. Из яблок получается яблочный сок, из груш, из свеклы. Ребёнок образует относительные прилагательные.
«Упрямые слова». Расскажите малышу, что на кухне есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти слова.
«Из двух – одно». Поучите малыша составлять из двух слов одно (кофе мелет - кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает соковыжималка).
«Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку… Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике?
Развитие связной речи
1. «Кухонные сказки».Можно придумывать сказки или истории про различные предметы, например: про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т. п.). Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Ребёнок рассказывает сказочную историю.
Игровое упражнение на слоговую структуру слов
- Назови продукты в которых один, два, три слога.
-Возьми столько макарон, горошин, фасоли и т. п. сколько в этом слове слогов.
-Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.
-Отстучите определенное количество раз и предложите найти на кухне предмет с таким количеством слогов.
Развитие артикуляционной моторики
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями! Нам на помощь приходят хлебные палочки, баранки, чупа-чупсы, конфеты- червячки, варенье, дольки апельсинов и яблок, палочки корицы,сок с пипеткой.
1. Высунь язык и продержи на нем конфету.
2. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу и т. д.
3. Упражнения с тарелкой, намазанной сладким угощением и многие другие.
3. Заключение
Надеюсь, вы поняли принцип, как играть в логопедические игры на кухне да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.