Зульфия Клинова
Мастер-класс для родителей «Использование дидактических межполушарных досок для развития межполушарного взаимодействия»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Использование дидактических межполушарных досок для развития межполушарного взаимодействия»
Цель мастер-класса – повышение уровня знаний родителей по использованию дидактических межполушарных досок, применение которых возможно в домашних условиях; пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками путем разработки развивающих игр и игрушек, направленных на развитие межполушарного взаимодействия, которые «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование дидактических межполушарных досок для развития межполушарного взаимодействия“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи:
• Дать родителям представление о том, что такое нейростимуляторы. Познакомить участников мастер-класса с межполушарными досками и упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
• Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приёмов работы по применению межполушарных досок в работе с дошкольниками.
• Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребёнком.
Ожидаемые результаты:
• У участников мастер-класса сформируются представления о нейростимуляторах, о необходимости применять методы межполушарного взаимодействия в работе с дошкольниками.
• Родители познакомятся с вариантами игр, которые можно использовать в работе с детьми, применяя дидактические межполушарные доски.
• Участники мастер-класса придумают новые сюжеты для развивающей игры, основанной на методе межполушарного взаимодействия.
Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария (по И. П. Павлову, карандаши и чистые листы бумаги, нейростимуляторы - доски для развития межполушарного взаимодействия.
Ход мастер-класса.
Подготовительный этап. Актуальность. Некоторые люди очень хорошо рисуют, но им трудно перемножить, к примеру, восемь на девять. Задумывались ли вы, почему? Или почему некоторым людям трудно написать хотя бы страницу сочинения, в то время как они могут с легкостью решать сложные проблемы?
Это связано с тем, какая часть мозга является доминирующей, левая или правая. Наш мозг напоминает ядро грецкого ореха двумя половинами и морщинистой поверхностью. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за рациональность, аналитику, имеет склонность управлять личностью в целом. Язык этого полушария линеен, слова логически выстраиваются в цепочке на основе разумности и обоснованности. Как правило, у юристов, химиков, математиков и бухгалтеров доминирует левое полушарие мозга, потому что эти профессии требуют логики и аналитического склада ума. Правое полушарие мозга - источник эмоций, интуиции, художественных зарисовок и творчества. Оно разрешает проблемы с помощью предчувствий и прогнозов, ищет аналогии в различных структурах, склонно реагировать спонтанно, непредсказуемо. Это полушарие предпочитает равенство, нежели власть. В основном у музыкантов, актеров и художников доминирует правое полушарие мозга, которое также отвечает за чувство ритма, восприятия цвета, изображения и т. д.
Все значительные достижения исходят из гармоничного взаимодействия этих двух полушарий и являются результатом духовного подъема. Решение проблемы возникает во время внезапного интуитивного прорыва (доминирование правого полушария, предшествовал которому разумный логический анализ данных (доминирование левого полушария). В конце этого процесса левое аналитическое полушарие начинает анализировать и уравновешивать все озарения. Без правого полушария мозга не было бы полезных идей, без левого полушария - практического пояснения пользы таких идей. Правое полушарие мозга специализируется на нашей безопасности, означающей защиту, а левое полушарие - на агрессии и новых испытаниях, означающих атаку. Оба полушария могут функционировать как в гармонии, так и в конфликте. Поэтому предлагаем вам развивать оба полушария с помощью нейростимулятора (генератора электрических импульсов для стимуляции деятельности нервной системы) – межполушарных досок, тренажеров и лабиринтов!
Основной этап. Как играть?
Межполушарные доски и лабиринты основаны на известной среди детских психологов и педагогов методике раннего развития Марии Монтессори.
Межполушарная доска - дидактический лабиринт - тренажер - лабиринт, для развития межполушарного взаимодействия у детей от 1 - года до 6 лет. Представляет собой фанерный лист 16мм с односторонней выфрезерованной в ней лабиринтами рисунком, который представленн на фото. Выполняя упражнение одновременно обеими руками можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга. При такой работе левого и правого полушарий улучшается эффективность работы всего мозга, происходит активация процесса обучения. Также такая деятельность тренирует мелкую моторику, глазодвигательную координацию движений. Можно рекомендовать занятия на тренажере детям в качестве полезного отдыха во время любой умственной деятельности, также можно рекомендовать и людям пожилого возраста для поддержания мозговой деятельности.
Как играть?
Пока дети маленькие, есть прекрасная возможность для того, чтобы активизировать оба полушария и обеспечить ребёнку лёгкое восприятие, долгосрочную память, яркое воображение, железную логику и хорошее обучение.
Упражнения на межполушарной доске позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие. Предлагаем вам попробовать выполнить наши задания.
Ребенок выбирает лабиринт, берет две деревянные фишки, вставляет их в начало лабиринта и передвигает их по лабиринту, проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой, а затем двумя руками одновременно. Скорость прохождения лабиринта должна быть плавной не ускоренной. Этим обеспечивается включенность в работу обоих полушарий головного мозга, формируются межполушарные связи, улучшается взаимодействие и синхронизация работы правого и левого полушария.
*Благодаря работе двух рук, одновременно задействовано два полушария головного мозга.
*Лабиринты предназначены для развития запястья, руки и глаз к письму, путём выполнения различных движений связанных с передвижением деревянных фишек по различным прорезям.
* В процессе работы ребёнок учится выполнять ряд простых последовательных действий, развивая тем самым зрительную и двигательную память, концентрацию и устойчивость внимания, наблюдательность, координацию движения рук, моторику.
* Решение проблем зрительно-моторной координации «глаз-рука» и восстановление других когнитивных функций.
Результативность занятий зависит от системности их проведения.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.
Предлагаемые игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребёнка в занятие.
В комплексе с коррекционными мероприятиями данная практика показывает хорошие результаты у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с педагогической запущенностью. Дети с особыми образовательными потребностями часто имеют трудности поведения и концентрации внимания.
Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе и поведенческих расстройств.
Полезность занятий с нейростимуляторами:
-развитие межполушарной специализации;
-развитие межполушарного взаимодействия;
-синхронизация работы полушарий;
-развитие мелкой моторики;
-развитие способностей;
-развитие внимания, памяти, речи;
-развитие мышления;
-устранение дислексии.
Мы хотим предложить Вам проиграть игры и упражнения с помощью наших нейростимуляторов, межполушарных досок.
Свою работу с межполушарными досками мы условно поделили на 3 уровня.
На 1 уровне ребёнок знакомится с доской, последовательно проходит лабиринты сначала левой, затем правой рукой, по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно ребёнок начинает работать одновременно обеими руками. Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их взаимодействие.
В связи с тем, что наша группа является коррекционной, на 2 уровне мы включаем в работу задания на развитие диафрагмального дыхания, артикуляционную гимнастику, автоматизацию изолированных звуков и синхронизацию работы глаз и рук.
Когда дети начали выполнять задания 2 уровня без затруднений, мы решили расширить стандартные игры и придумали упражнения, связанные с образовательными областями «Развитие речи», «Обучение грамоте» и «ФЭМП».
Предлагаем Вашему вниманию игры и упражнения с межполушарными досками.
1 УРОВЕНЬ
1. Без использования бегунка. Пальчиком ведущей руки проходим лабиринт. Стараемся непрерывно его пройти от начала до конца. Затем в противоположном направлении.
2. Усложняем игру: одновременно пальчиками обеих рук проходим лабиринт от начала до конца, затем в обратном направлении.
3. С использованием бегунка. Проводим бегунком ведущей руки лабиринт в одном направлении, затем в другом. Вторая рука может выполнять другое параллельное действие. Усложняем игру: одновременно проходим лабиринт двумя руками с помощью бегунков.
4. С использованием дополнительного предмета. Можно воспользоваться шариком (камешком марблс, крупной бусиной и т. д.) и прокатывать его каждым пальчиком по лабиринту (сначала одной рукой, затем обеими).
5. С использованием зеркала. Садимся напротив зеркала и проходим лабиринт, смотря в него.
2 УРОВЕНЬ
Выполняем те же упражнения и в том же порядке, что и на 1 уровне, только подключаем сначала дыхательную гимнастику, затем артикуляционную гимнастику и проговариваем проставленный звук одновременно проходя лабиринт. Так же можно предложить ребёнку пройти лабиринт одновременно обеими руками и с закрытыми глазами.
3 УРОВЕНЬ
На данном уровне мы проводим игры с применением букв, цифр, геометрических фигур и дидактических картин.
1. На левом лабиринте располагаем гласные, на правом - в зеркальном отражении согласные. Ребёнок проходит двумя руками лабиринт и читает образовавшиеся слоги.
2. Располагаем перед ребёнком доску с цифрами. С левой стороны примеры (2+1, а с правой на другом расстоянии ответ (3). Ребёнок одновременно должен прибыть в точку ответа. Игру можно усложнить, диктуя примеры на слух, ребёнок обеими руками доходит до цифры ответа.
3. Выкладываем на стол перед доской дидактическую картину, ребёнок, проходя по лабиринту должен правильно проговорить признаки, действия или применения данной иллюстрации.
4. Разные лабиринты. Если у вас есть 2 разных лабиринта, можно предложить следующее задание: одна рука проходит один рисунок (к примеру, круг, вторая - другой (к примеру, квадрат).
Заключение. Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является, на наш взгляд, необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
Под влиянием данных тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий, тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
В завершении мастер–класса, улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового, ценного. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем «Спасибо!».
Благодарим вас за работу и предлагаем буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений с использованием нейростимуляторов.