Хохлова Татьяна
Мастер-класс для родителей и педагогов «Будем мы с мячом дружить!»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс для педагогов и родителей
«Будем мы с мячом дружить!»
Цель. Повышение профессиональной компетентности коллег и родителей в вопросах внедрения спортивных игр с мячом как средства повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
Внедрить в режим двигательной активности новые игровые задания, игры, упражнения с мячом.
Публикация «Мастер-класс для родителей и педагогов „Будем мы с мячом дружить!“» размещена в разделах
- Дружба. Консультации для родителей
- Дружба. Учимся дружить
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мастер-классы для родителей
- Мяч, мячик
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Форма работы с педагогами направлена на практическое освоение игровых упражнений, элементов спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, соревнований, эстафет.
Ход мастер – класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители! Темой нашего мастер-класса является «Будем мы с мячом дружить!»
Игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Игры и упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плечевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, что особенно важно для шестилетнего ребёнка готовящегося к обучению в школе. Так же способствуют развитию глазомера, меткости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: подвижности и уравновешенности.
Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные! Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) - прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе».
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно – волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Знакомясь с условиями игры, ребёнок усваивает, что не он один хочет действовать с мячом, что его действия должны способствовать успеху всей команды. Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовывать в игре способствует воспитанию уверенности, решительности. В игре ребёнок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.
Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.
О важности спортивных подвижных игр в ДОУ написано много пособий, таких авторов, как:
• Адашкявичене Э. И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду»;
• Конторович М. М., Михайлова Л. И. «Подвижные игры в детском саду»;
• Волошина Л. Н. «Играйте на здоровье. Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет»;
• Николаева Н. И. «Школа мяча»; и др.
Авторы не рекомендуют заниматься спортом для достижения высоких спортивных результатов детям дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования, не только возможны, но и целесообразны. При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям. В этом заключается актуальность исследуемой проблемы, т. е. малоподвижного образа жизни – гиподинамии сегодняшних детей.
Практическая часть:
Отгадайте загадку и вы узнаете, с каким спортивным инвентарём сегодня мы будем работать :
«Кинешь в речку – он не тонет,
бьёшь о стенку – он не стонет,
будешь о землю его кидать –
станет он вверх подлетать!» (Мяч)
- Для того чтобы начать работать с мячом, нам нужна разминка.
Разминка: участники мастер-класса встают в круг, под музыку выполняют имитационные движения и действия с малым мячом :
Примерные упражнения, подготавливающие к обучению технике передачи – ловли мяча
1. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.
2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его двумя руками.
3. Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.
4. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.
Упражнения, подготавливающие к ведению мяча
1. Удары мячом об пол одной и ловля его двумя руками.
2. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками при ходьбе.
3. Удар мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.
4. Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.
Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину
1. Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую выше головы ребенка.
2. Метание мяча в обруч, расположенный на полу (с расстояния 2 – 2,5 м, снизу, сверху и из-за головы.
3. Метание мяча в баскетбольный щит.
4. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.
Игровые упражнения, игры с мячом можно выполнять индивидуально, парами и коллективно, используя мячи разных диаметров.
Игры (для освоения элементов спортивных игр с мячом)
«Передал - садись» (элементы волейбола)
Участники делятся на две колонны, выбирается капитан. Капитан бросает мяч стоящему впереди участнику, он перебрасывает его капитану, а сам присаживается. Так с каждым участником команды. Получив мяч от последнего участника команды, капитан поднимает его вверх, а вся команда вскакивает. Победила та команда, которая быстрее всех встала.
«Задержи мяч» (элементы футбола)
Участники делятся на пары, у каждой пары по футбольному мячу. По сигналу участник с мячом перекатывает мяч внешней стороной стопы партнёру. Также по сигналу участник, у которого оказался мяч, должен остановит его, поставив на него стопу.
«Десять передач» (элемент баскетбола)
Участники делятся на пары, у одного из участников мяч, он должен передать его партнёру разными видами передач, чем больше передач выполнит пара, та и победила.
«Отбивание малого мяча (теннисного) ракеткой (элементы тенниса)
Каждому участнику даётся ракетка и мяч, задача: отбить ракеткой мяч максимально большее количество раз.
В своей работе я использую игры и упражнения для обучения детей игре в баскетбол и волейбол, т. к эти игры в большем объеме они будут изучать в школе.
Игры с элементами баскетбола:
Игры, подготавливающие к обучению технике передачи – ловли мяча
1. «Играй, играй, мяч не теряй»
2. «Сделай фигуру»
3. «Вызов по имени»
4. «Подвижная цель»
5. «Мяч водящему»
6. «У кого меньше мячей»
7. «Поймай мяч»
8. «За мячом»
9. «Обгони мяч»
10. «10 передач»
Игры для обучения ведения мяча
1. «Мотоциклисты»
2. «Вызов номеров»
3. «Ловец с мячом»
4. Эстафета с ведением мяча
Игры, подготавливающие к броску мяча в корзину
1. «У кого меньше мячей»
2. «Мяч в корзину»
3. «Метко в корзину»
4. «Чья команда больше»
Правила и описание игр можно найти в следующей литературе:
1. Э. Й. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников», Москва «Просвещение» 1983г.
2. Э. Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду», Москва «Просвещение» 1992г.
Правила игры в баскетбол для дошкольников
Цель игры:
• Игра проводится между двумя командами по пять игроков. Цель каждой команды в игре – забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.
Участники игры:
Каждая команда состоит из пяти играющих на площадке и нескольких запасных. Один из игроков – капитан. Игроки одной команды должны иметь отличительные знаки, которые надевают на спину и грудь.
Судейство:
Инструктор следит за выполнением игроками правил игры, делает замечания (дает сигналы) при нарушении правил, засчитывает попадания мяча в корзину, разрешает споры.
Мячи можно использовать разного веса и диаметра: для мини-баскетбола, детские резиновые диаметром 18 – 20 см. При обучении ведению мяча надо пользоваться такими мячами, которые хорошо отскакивают от пола. Старые резиновые мячи лучше не использовать.
Наиболее удобная площадка для игр с мячом площадка длиной 13 м, шириной 7 м. На площадке следует отметить боковые и лицевые линии и круг для розыгрыша спорных мячей в центре площадки диаметром 1,8 м. На расстоянии 1 – 2 м от площадки не должно быть деревьев и жестких предметов: камней, элементов оборудования игровой площадки.
В играх с мячом моя цель - научить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. В играх с мячом у детей вырабатывается привычка поступаться личными интересами ради достижения общей цели.
С дошкольниками можно проводить следующие игры:
Спортивная игра «Пионер бол» участвуют 2 команды.
Спортивная игра «Баскетбол» участвуют 2 команды.
(Дети делятся на команды, игры проходят согласно правилам).
Практическая часть нашего мероприятия подошла к концу и в конце нашего мастер-класса я хочу предложить вам игровое упражнение:
Игра с педагогами :
Ведущий бросает мяч, задавая вопросы участникам.
Мяч участнику – какое сегодня у вас настроение?
Мяч участнику – ваше мнение о тематике мастер-класса?
Мяч участнику – что для вас было интересным и полезным для самообразования?
Мяч участнику – что нового вы сегодня узнали?
Мяч участнику – тот опыт, который вы сегодня получили, вам пригодится?
Мяч участнику – ваши пожелания?
Вывод:
Так что, мячик - не просто игрушка, играя в которую, можно весело провести время. Это очень полезная игрушка. А во сколько разнообразных игр с мячом можно поиграть! И эти игры на самом деле обладают неоценимыми и весьма широкими развивающими возможностями!