Ирина Свиркова
Мастер-класс для родителей и детей второй младшей группы «Ловкие пальчики»
Мастер- класс "Ловкие пальчики"
Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие речи и мелкой моторики.
Задачи:
1. Вызвать у родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики;
2. Построить эмоционально – доверительные взаимоотношения, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Публикация «Мастер-класс для родителей и детей второй младшей группы „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
3. Повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.
4. Раскрыть актуальность пальчиковых игр.
Оборудование: карандаши шестигранные, разносы с разной крупой, макароны-рожки, окрашенные в разные цвета, мелкие игрушки, массажные шарики су-джок, грецкие орехи, пальчиковый театр, крышки от бутылок, бусины, прищепки, листы бумаги различных видов (салфетка, альбомный лист, тетрадный лист, различные пособия по мелкой моторике и развитию речи.
Участники: родители и дети.
Форма проведения: мастер-класс.
Ход мероприятия.
-Здравствуйте, уважаемые родители, я рада видеть вас на мастер-классе вместе с вашими детками. Сегодня мы поговорим о пальчиковых играх. Вначале я хочу, спросить, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы). Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев», а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию», были слова М. Монтессори. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что центр развития речи активно взаимодействует с моторным центром мозга. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
-Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики рук и ног, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Рекомендации к пальчиковым играм :
- чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не забывать хвалить ребенка;
- главное требование в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки, вначале можно выполнять движения каждой рукой отдельно, затем вместе;
- играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. ;
- некоторые нетрадиционные пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста проводятся под контролем взрослых.
-Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1. - Для начала давайте разогреем ручки!
Игра «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони).
- Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
2. – Теперь разогреем пальчики!
Игра «Растирание пальцев» (руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём» -
Игра «Точилка» (сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза).
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
- Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом.
3. -Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
• развивает навыки мелкой моторики;
• способствует развитию речи;
• активизирует работу головного мозга;
• развивает образное мышление, память, внимание, воображение и снимает тревожность.
Пальчиковая гимнастика :
«Этот пальчик»
Этот пальчик хочет спать, (загибание пальцев, начиная с мизинца)
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик – спит давно. (Большой палец уже загнут)
Тише, тише не шумите,
Наши пальцы не будите.
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора! (Растопырить пальцы и пошевелить ими)
4.- Еще один способ развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
1. Игра с карандашом.
- Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали.
-Также мы используем массажныячики су-джок. (Можно катать по ладошке, столу, коврику). Если таких мячиков нет под рукой, можно использовать грецкий орех.
2. Игра с мячиком Су-ждок
«Маленький еж»
Маленький колючий ёж
До чего же ты хорош (катаем мячик ёжик по столу правой рукой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки (катаем мячик по столу левой рукой).
Хочется отметить, что данные упражнения подготовят руку ребёнка к письму, разовьют пространственное воображение, научат ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом, точности в движениях руки, что, в свою очередь, даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма. Так же данные упражнения способствуют развитию процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.
3. Игры с прищепками
(Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это непалец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
5. Игры с крупами
- Дети очень любят, игры с крупами-это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот или в нос. Итак, давайте немного поиграем!
1. «Ищем клад»
- Насыпаем в глубокую емкость или в коробку мелкие крупы, закапываем туда мелкие игрушки, например из «Киндер-сюрприза» и просим ребенка найти их.
2. «Золушка»
- Что сделала злая мачеха, что бы Золушка не поехала на бал? Правильно, она задала ей много работы по дому. Помыть пол, перемыть всю посуду и перебрать крупу. Для этого она смешала несколько видов крупы в одной большой чашке. Золушка быстро справилась с уборкой, но вот крупы! Да., с ними сложнее. Что сделала Золушка? Она пригласила на помощь своих друзей. Они помогли Золушке. Давай и мы немного ей поможем!
-Перед Вами стоят разносы с перемешанными горохом, перловкой и фасолью. Также перед Вами находятся пластиковые крышки разных цветов. Ваша задача разобрать крупы по цветным крышкам: перловку-в синюю, горох- в желтую, фасоль – в красную.
-Эта игра развивает не только мелкую моторику, но и закрепляет знание основных цветов.
6. Игры с бумагой
«Утюжок»
-Игра направлена на развитие умения детей сминать лист бумаги, тетрадный лист, салфетку и за тем разглаживать их, что способствует развитию мелкой моторики, координации движения рук, тактильного восприятия.
-В завершении, хотелось бы, чтобы от нашего встречи у Вас остался памятный подарок, который Вы сами со своими детками изготовите.
-Предлагаю Вам сделать браслет.
Перед Вами стоит емкость с цветными макаронами-рожками.
Берем леску и начинаем нанизывать одну за другой макароны.
Леску завязываем на крепкий узел и узел прячем в макаронине.
-Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье. Спасибо за внимание! До новых встреч!