Приложение МААМ

Мастер-класс для родителей «Формируем звуки вместе»

Козырева Виолетта
Мастер-класс для родителей «Формируем звуки вместе»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители!

Сегодня я проведу с Вами мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по подготовке к постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий. Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания

(Лев Семёнович Выготский)

Девиз: Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!

Оборудование:

Публикация «Мастер-класс для родителей „Формируем звуки вместе“» размещена в разделах

1. Индивидуальные зеркала

2. Ватные палочки.

3. Коктельные трубочки.

4. Стаканчики с крышкой,

5. Воздушные шары.

6. Бабочка из папирусной бумаги.

7. Вертушка.

8. Массажный мяч с шипами «Ёжик».

9. «Су-джок».

10. Прищепки.

11. «Слонёнок - Элефон» - для развития фонематического слуха.

Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию

здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить родителей с эффективными методами использования здоровьесберегающих технологий в жизни ребёнка.

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики;

дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.

Введение

Активизация родителей :

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

ъ

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Сегодня на нашем занятии я хочу научить Вас различным приемам и методам,

способствующим формированию у детей правильной речи.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития

детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем

шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и

полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его

психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности

развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу

развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка

находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие

движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей,

мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность

приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные

мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть

проблемы.

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их

уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь.

Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее,

чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:

• развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);

• последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.

• профилактика речевых нарушений.

Тема сегодняшнего формируем звуки вместе». Что же такое речь?

мастер

– класса

«Простые

секреты

учителя-дефектолога,

Строим дом.

-Фундамент нашего дома - работа по развитию артикуляционного аппарата;

- стены - работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания;

- крыша- развитие фонематического слуха.

Перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков.

Практическая часть

Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут сформировать правильное звукопроизношение, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Практическую часть своего мастер – класса, яначну стакихслов:

«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству,

так как у него нет предела!"

1 этап в постановке звуков –

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и

подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из

мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.

Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что

постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении

очень трудных артикуляционных упражнений.

Мы с Вами будем говорить, и выполнять действия, смотреть в зеркало, для фиксации правильного движения.

1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.

2. Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ ---ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы

вперед, произносим УУУУ, и максимально растягивая, обнажая губы, произносим ЭЭЭЭ.

3. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону

щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на

звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.

4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем

язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем

вот такую «чашечку».

5. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать

данное положение. То же самое с правым уголком рта.

6. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.

7. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю

8. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык

прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении

этого упражнения не двигалась.

9. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка

постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д.

Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

А теперь скажите, какие у вас ощущения? Чувствуется прилив крови? Покалывание?

Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у

всех!

Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить

звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это

происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к

ортодонту.

2 этап –

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное

речевое дыхание.

Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют

насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное

состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.

Потренируемся, чтобы заниматься с ребёнком дома.

1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и

плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно

придерживать руками)

2. Сдуть снежинку (бабочку) с кончика носа.

3. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем

много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в

"бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды

нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача

ребенка так играть, чтобы не пролить воду.

4. Надуем шарик, не раздувая щеки.

5. Вертушка.

6. Игра-упражнение «Машина».

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети становятся на одной линии,

делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-

р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на

одном дыхании.

3 этап -

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие

тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой

моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого

развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие -

может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять

напряжение.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких-

либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный

вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и

показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

1. Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком

Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.

Покатать мяч рукой по столу, по руке.

Катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.

2. Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

3. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к

мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок - глупыш.

Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

4. Массаж Су – Джок шарами, /дети повторяют слова и выполняют действия с

шарикомв соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

4 этап –

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить.

Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Услышишь – хлопни

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляцию).

Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить.

Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

***

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра «Телеграф»

Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даё те телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А

затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма

«слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

5 этап -

ПОСТАНОВКА ЗВУКА.

«Можно ли поставить звук ребенку дома самостоятельно?»

Можно. Но дефектологи не рекомендуют это делать. Каждый звук имеет

определенный уклад органов артикуляции, свою эргономику произнесения. Бывает, что родители неправильно ставят ребенку звук, и дети остаются с таким

дефектом на всю жизнь. У каждого малыша свои особенности. С одним, например, достаточно позаниматься артикуляционной гимнастикой (специальными упражнениями для

губ и языка). И звук у него появляется сам.

Поэтому артикуляционную гимнастику можно делать и в домашних условиях. Но

постановка звука должна проходить только под руководством логопеда. А у других детей

имеются более сложные речевые дефекты в комплексе с какими-либо другими нарушениями,

связанными с неврологией. В таких случаях следует работать со специалистом. И в

домашних условиях лучше заниматься только по рекомендациям логопеда.

Отрабатываем звук изолированно и в слогах.

А вот поставленные звуки обязательно нужно закреплять дома. Потренируемся на некоторых упражнениях. Закрепляем звук Р.

«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю).

И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.

1. ребро – кулак – ладонь – хлопок;

р–р–р–р;

ра–ра–ра–ра;

ро–ро–ро–ро;

ру–ру–ру–ру;

ры–ры–ры–ры.

2. ра–ро–ру–ры.

Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

Рефлексия

Завершающее упражнение "Благодарю! "

Дорогие родители, предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний,

опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Психологический смысл упражнения

позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются

здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Творим дома вместе!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7"Ромашка" г. Сальска. Мастер-класс для родителей «Творим.

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами «Мы вместе» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия детского сада с социальными партнерами. Задачи: Познакомить.

Мастер-класс «Математика вместе с мамой на кухне» для родителей детей подготовительной группы «Мастер-классы для родителей» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении.

Мастер-класс для родителей «Играем с Лего-конструкторами вместе с детьми»Мастер-класс для родителей «Играем с Лего-конструкторами вместе с детьми» Мастер – класс для родителей «Играем с Лего – конструкторами вместе с детьми» Цель: Ознакомление родителей с инновационной деятельностью.

Мастер-класс для родителей «Играем вместе» Цель: 1. быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения; 2. снятие напряжения с лицевой мускулатуры; 3. улучшение контакта,.

Мастер-класс для родителей воспитанников младших групп «Порисуем вместе с мамой» Мастер-класс для родителей «Порисуем вместе с мамой» Цель: познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать.

Мастер-класс для родителей вместе с детьми «Игры, которые лечат» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 12 «Непоседы» Мастер – класс для родителей.

Мастер-класс с родителями «Рисую вместе с мамой»Мастер-класс с родителями «Рисую вместе с мамой» Мастер-класс с родителями «Рисую вместе с мамой». Нетрадиционное рисование в совместном творчестве родителей и детей, вторая младшая группа.

Мастер-класс вместе с родителями «Веселая зарядка»Мастер-класс вместе с родителями «Веселая зарядка» Уважаемые педагоги и родители прежде всего, представляю вам фото отчет мастер-класса "Зарядка вместе с родителями". Ни для.

Мастер-класс для родителей старшей возрастной группы «Рисуем вместе сказку» Форма проведения: мастер-класс Аудитория: родители старшей возрастной группы Количество участников: родители – 15; воспитатель Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Формируем звуки вместе»
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 14:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Формируем звуки вместе»» (включая файлы) размещена пользователем Козырева Виолетта (УИ 1392851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД